Это событие назревало давно. Сотрудники Национальной академии наук Украины, часто бывающие за рубежом, не раз могли убедиться в преимуществах системы присуждения ученых степеней в развитых странах. С предложениями о том, как преобразовать работу ВАК Украины, они не раз выступали на страницах «ЗН».
И вот за предложениями последовали действия. В Институте биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины создан прецедент, который может существенно повлиять на архаичный порядок выдачи дипломов кандидатам и докторам наук в Украине.
«Отныне по решению ученого совета института все, защитившие кандидатскую диссертацию, — сообщил член ученого совета Игорь Шевченко, — будут получать соответствующий диплом вне зависимости от решения, которое примет впоследствии ВАК...»
Представляю, что в этот момент по спинам ревнителей сложившегося порядка должен пробежать легкий холодок. Видано ли такое самоуправство! С незапамятных времен длительный и сложный процесс присуждения ученых степеней проходил с непременным участием Высшей аттестационной комиссии. Здесь, на академическом олимпе, ставили последнюю точку в запутанном процессе «просеивания» соискателей.
Уверен, что вскоре в «ЗН» посыпятся нарекания сторонников прежней системы, в которых авторы будут утверждать, что в Институте биоорганической химии и нефтехимии покушаются на самое святое и теперь, мол, рухнет последний заслон на пути халтурщиков к заветному диплому. Отныне дипломы будут выдавать все кому не лень...
Игорь Вениаминович тут же отпарировал возможное возражение противников нововведения ссылкой на хорошо известный факт, что чиновники разных мастей и честолюбивые бизнесмены уже получили заветные «докторские корочки» неизвестно за какие научные заслуги. И это несмотря на все старания стражей ВАК! Некоторые из власть имущих ухитрились получить заветную ученую степень всего через год после получения предыдущей. За короткий срок количество остепененных экономистов увеличилось в нашей стране в 70 раз!
Бессмысленно искать вклад в науку новых докторов — у многих чиновников и бизнесменов диссертаций нет и в помине. Хотя даже в том случае, когда они есть, это ничего не говорит о достоинствах их обладателей — сегодня некоторые ученые подрабатывают тем, что пишут за определенную плату «проходные» диссертации. И ВАК Украины этой «теневой науке», захватывающей все более серьезные позиции, никак не может противостоять...
«Выход из создавшегося положения, — считает Игорь Шевченко, — в мире давно известен: репутация ученого, как и репутация научного учреждения, является самым надежным барьером на пути всяких околонаучных махинаций. Потерять ее в научном сообществе — легко, а восстановить — очень трудно. Именно на доверии все построено в демократических и развитых странах. При этом все прекрасно работает.
Упор не на бюрократию, а на внутреннюю порядочность и открытость научного мира сработает и у нас. Ученый, бездумно (или за деньги) дающий рекомендацию, потеряет лицо в научном сообществе. Вот и все...»
Есть еще одно «серьезное» возражение сторонников ВАК — они часто утверждают, что какой-нибудь провинциальный институт, лишившись ВАКовских тормозов, начнет штамповать дипломы направо и налево. Ну и что в этом страшного? Уже развелось множество академий, но почему-то пока котируется только одно академическое звание — «академик НАНУ». Члены других академий стараются называть себя просто «академиками», не уточняя, какой именно академии наук. Когда научные степени будут присуждать научные учреждения, как везде на Западе, возникнет сам собой вопрос: а какой конкретно НИИ или вуз выдал диплом? Если Национальный технический университет «КПИ», цена ему одна, если какие-то тьмутараканские «курсы кройки и шитья с правами строительного техникума» — это совсем другое дело.
В такой ситуации резко повысится ответственность за выданный диплом. Некоторые будут цениться на вес золота.
— Вас не пугает, — спросил обозреватель «ЗН», — что в этом шаге некоторые люди увидят вызов мощной системе, пустившей глубокие корни в нашей научной жизни?
— Если найдутся люди, которые увидят в этом форму борьбы с ВАК, — это их право. Мы же считаем, если нашему примеру последуют и в других институтах, то проблема мирно разрешится эволюционным путем. На заседании ученого совета нашего института принято решение — на первой же защите будет выдано свидетельство о присуждении степени кандидата наук. Мы берем на себя всю ответственность за диссертанта. Параллельно, чтобы не вступать в конфликтные взаимоотношения с ВАК Украины, мы посылаем ему все документы, как и раньше. Мы свой диплом выдаем вне зависимости от того, утвердит ВАК наше решение или нет.
— Таким образом, возможны два варианта. Первый: ВАК утвердит ваше решение, и диссертант будет иметь дипломы от вас и от ВАК. В этом случае он не ущемлен в правах. Он даже в выигрыше — получит два диплома вместо одного, что при нашей любви к «корочкам» и степеням некоторым должно даже понравиться. Но если ваш диплом не подтвердит ВАК, диссертант почувствует себя явно ущемленным — его претензии на кандидатство не признает у нас никто со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что делать бедняге в этом случае?
— Все не так страшно. Талантливая, хорошо обученная украинская молодежь сейчас ориентирована на работу за границей. А там как раз действуют дипломы, выданные университетами и научными институтами. К примеру, я много лет проработал за границей, но у меня ни разу не спрашивали диплом для подтверждения ученой степени. Верили на слово. Гораздо важнее для положительного решения — кто и как тебя рекомендует. Иногда достаточно устной рекомендации авторитетного ученого: «этот человек умеет работать». Соврать тут нельзя, иначе потеряешь лицо. Так что диплом ВАК за рубежом вообще не нужен. Поэтому нынешняя прагматичная молодежь стремится к настоящей исследовательской работе, а не к накопительству каких-то красивых «корочек», и не будет с прежним пиететом относиться к чисто ритуальному действу присвоения степеней. Кстати, только у нас после присуждения ученой степени выдается красивая книжечка, в дорогой обложке. На Западе в самом солидном институте диплом о защите — обычный бланк с печатью. Только и всего.
Хотел бы отметить еще один интересный парадокс — в Украине официально не признаются дипломы докторов, выданные... немецкими университетами...
— Странно, хотя практического смысла это высокомерное «непризнание» не имеет: примеров, когда бы немецкие (а также американские, шведские, французские и др.) ученые выразили бы желание приехать на более-менее длительное время в Украину, чтобы поработать в наших лабораториях и при этом претендовали на ставку кандидата НАНУ, пока не зафиксировано. Не так ли?..
— Тем не менее допустим вариант, что такой немецкий исследователь уже появился. Наши чиновники ему сразу же сообщат, что его диплом, полученный в немецком университете, известном во всем мире, для Украины — ничего не значащая бумажка? Мол, хотите считаться «остепененным» ученым, обращайтесь в ВАК и получайте подтверждение вашей квалификации, иначе — ни-ни...
Я говорю о принципиальном состоянии дел, которое выглядит весьма странным и нелогичным. О каком сотрудничестве в принципе можно говорить, если немецкие дипломы не признаются и государственные чиновники не прикладывают никаких усилий, дабы исправить это неестественное положение?..
То, что случилось в Институте биоорганической химии и нефтехимии НАНУ, может послужить каплей, которая и камень точит. Какие бы сравнения ни использовали, суть их в одном — на существующую систему надо посмотреть критически. Нельзя, чтобы консервативное долго мешало развитию науки в нашей стране.