Один из зарубежных политиков однажды сказал, что есть две вещи, которые трудно точно спрогнозировать, — цены на нефть и погода. И если процессы, происходящие на рынке энергоносителей, имеют в общем закономерную и понятную тенденцию, то происходящее с климатом нашей планеты в последние десятилетия вызывает много вопросов. Каких сюрпризов можно ожидать от погоды завтра и в более отдаленной перспективе, каким будет климат в разных регионах земного шара, продолжится ли в дальнейшем глобальное потепление и чем это грозит его населению и всему живому? Найти ответы на эти и другие вопросы пытаются сегодня ученые и специалисты-климатологи. Недавно в Испании проходила XXVII сессия Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК), которая одобрила Четвертый доклад МГЭИК об изменениях климата (Третий доклад датирован 2001 годом). Основные его положения изложены в резюме для высших управленцев. Ни доклад, ни резюме еще не изданы как официальные документы, и потому особенно интересно получить информацию из первых уст. С этой целью «ЗН» обратилось к председателю Государственной гидрометеорологической службы Вячеславу ЛИПИНСКОМУ, принимавшему участие в работе сессии. Важно отметить, что наша страна является членом–основателем Всемирной метеорологической организации (ВМО основана в 1948 году). Гидрометслужба Украины участвует практически во всех программах ВМО, в нескольких международных программах по изменениям климата и противодействию природным стихийным явлениям.
— Вячеслав Николаевич, какие основные заключения содержатся в резюме, одобренном сессией Межправительственной группы экспертов по изменениям климата?
— Они состоят в том, что климат планеты продолжает изменяться. Это проявляется прежде всего в повышении глобальной приземной температуры воздуха, причем за последние годы темпы глобального потепления значительно возросли.
— И насколько теплее стал климат планеты сегодня?
— Резюме констатирует, что одиннадцать из последних двенадцати лет (1995 — 2006 гг.) самые теплые за весь период инструментальных наблюдений — с 1850 года. Сравнение температур в периоды 2001—2005 гг. и 1850—1899 гг. свидетельствует о ее повышении на 0,76° С. При этом динамика повышения резко возросла именно в последние десятилетия. Линейная тенденция повышения температуры за последние 50 лет составляет 0,13° за десятилетие, что почти вдвое больше, чем за последние 100 лет. Кстати, Третий доклад констатировал повышение приземной температуры за 100 лет в среднем на 0,6°.
Существует очень известный график ВМО, отображающий общую климатическую ситуацию. Примерно с 1910-го по 1940 год наблюдался первый период глобального потепления. С 1940-го и приблизительно до 1970 г. — фаза стабилизации, а с 70-х годов прошлого века начался новый, более резкий этап потепления.
— Потому и начали таять ледники? К чему это может привести?
— Наблюдения показывают, что Мировой океан адсорбировал свыше 80% тепла, что приводит к тепловому расширению и, соответственно, подъему уровня океана. Если на протяжении 1961—2001 гг. глобальный средний уровень Мирового океана повышался на 1,8 мм за год, то в 1993—2003 гг. подъем составил уже 3,1 мм за год. В общем, на протяжении XX века уровень океана повысился на 0,17 м. На первый взгляд вроде бы и немного, но на самом деле — много, особенно если учесть, что на Земле есть немало низменных территорий и островных государств, расположенных на высоте всего метр над уровнем океана. Уже сегодня появились так называемые экологические беженцы, пострадавшие вследствие затопления территорий и нехватки питьевой воды.
В последние годы увеличилось количество и интенсивность тропических штормов, других экстремальных погодных явлений. Участились жаркие, даже очень жаркие периоды.
— Вместе с тем начал выпадать снег там, где его никогда не было. Какие погодные выходки ожидаются еще? Каковы относительно этого прогнозы экспертов?
— В результате моделирования природных процессов и оценки антропогенного влияния МГЭИК разработаны шесть основных сценариев изменения климата до конца нынешнего века. Они ранжированы с учетом различных факторов — возможного роста населения Земли, внедрения (или не внедрения) новых технологий, сжигания преимущественно органического топлива или применения альтернативных источников энергии и т.д.
На основе такого моделирования до конца нынешнего столетия прогнозируется наиболее возможное увеличение глобальной приземной температуры на 1,8—4,0°. Правда, одним из сценариев предусматривается повышение глобальной температуры до 6,4°. Это, конечно, впечатляющая цифра. Хотя и диапазон 1,8—4,0° тоже значительная величина. Среднее значение повышения уровня Мирового океана за этот же период прогнозируется от 0,18 до 0,59 м. Что тоже очень много.
По прогнозам, тропические циклоны (тайфуны и ураганы) станут более интенсивными, с большими пиковыми скоростями ветра. Возрастает вероятность сильных ливней и морских штормов.
Международная группа экспертов считает, что глобальное потепление продолжится даже тогда, когда человечество будет пытаться уменьшить выбросы парниковых газов. Это объясняется большой инерционностью климатической системы и аккумуляцией тепла в Мировом океане.
— А по какому сценарию могут развиваться климатические процессы в Украине? В последние годы у нас участились стихийные погодные явления.
— Динамика климата Украины, расположенной в средних широтах Северного полушария, практически отвечает глобальным климатическим изменениям. У нас тоже стало теплее, причем преимущественно зимой. При этом у нас прохладные весны, а летом повышение среднего температурного показателя незначительное, за исключением отдельных жарких периодов.
Самым важным проявлением изменений климата в Украине является увеличение частоты и интенсивности стихийных гидрометеорологических явлений. Вспомните хотя бы катастрофические паводки в Закарпатье в 1998-м и 2001 годах, не менее катастрофическую гололедицу в восьми областях в 2000 г., засухи в 1999-м, 2003-м и 2007 годах, штормы на Черном море в 1992-м и в ноябре нынешнего года. До сих пор мы считали, что ураганы и тайфуны характерны для тропиков, но уже в этом году на нашу территорию обрушились два сверхмощных циклона, натворивших много беды. Первый очень серьезный циклон «Кирилл» летом пронесся по северо-западу Украины. А второй, ноябрьский пришел к нам из Балкан через Черное море и охватил акваторию обоих морей и немалую территорию на юге, нанеся огромные убытки: в частности, в Керченском проливе затонуло пять судов. Этот циклон мы предвидели заблаговременно, хотя вообще-то прогнозировать такие стихийные явления весьма сложно, поскольку налетают они неожиданно. Попадая из теплых средиземноморских стран в наши широты, циклон, вместо того чтобы утихнуть, регенерируется холодным воздухом и активизируется.
Специфика климата в Украине в значительной степени зависит от изменений глобальной атмосферной циркуляции. Раньше погоду зимой на нашей территории определял сибирский антициклон. Сегодня же его влияние значительно ослабло, и он только иногда показывает свой крутой нрав. В данное время наша погода формируется преимущественно в Атлантике, однако на нее влияют и средиземноморские климатические процессы. Следовательно, изменение циркуляции воздушных масс резко сказалась на нашем климате.
В Украине увеличилось количество осадков как в целом, так, в частности, и на юге, что, в общем, позитивно. Снег регулярно выпадает уже и в Крымских горах. А это очень хорошо, поскольку там есть карстовые породы, которые зимой аккумулируют воду, а летом ее отдают.
Наша региональная климатическая специфика заключается еще и в том, что на фоне общего потепления и так называемых «гнилых» зим бывают очень холодные периоды с морозами до 30° и даже больше.
— Существуют ли какие-либо попытки прогнозировать погоду не на завтра или ближайшие три дня, а на более отдаленную перспективу?
— Мы составляем прогнозы и на месяц вперед, однако их точность еще не полностью отвечает возрастающим требованиям. К фундаментальным исследованиям и моделированию климата мы только приступаем. Эти работы внесены в план Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института на следующий год. Ими будет заниматься отдел долгосрочных прогнозов и климатических исследований этого научного учреждения.
Наши ученые склонны к более оптимистическим прогнозам. Потепление на территории Украины некоторое время еще продолжится, а потом может наступить определенная стабилизация. Тем не менее, чтобы сделать такой вывод, нужно глубоко проанализировать данные наблюдений, статистику, динамику гидрометеорологических процессов. Институт уже начал это делать, думаю, через год мы получим первые результаты климатического моделирования. И только после этого мы сможем более конкретно говорить о том, каким будет климат Украины через энное количество лет.
Кстати, наши краткосрочные прогнозы погоды (сроком на сутки) оправдываются на 93 процента и даже больше.