UA / RU
Поддержать ZN.ua

В тени сияния собственного открытия

Недавно я побывал в Праге на Европейском научном конгрессе по порошковой металлургии, где стал очевидцем того, как чешским ученым удалось зажечь старинную лампу Ивана Пулюя, хранившуюся в техническом музее Праги...

Автор: Валерий Лазарюк
Фосфоресцентная лампа профессора Ивана Пулюя в работе

Недавно я побывал в Праге на Европейском научном конгрессе по порошковой металлургии, где стал очевидцем того, как чешским ученым удалось зажечь старинную лампу Ивана Пулюя, хранившуюся в техническом музее Праги. Это событие было приурочено к 160-летию со дня рождения пионера в отрасли электроники и светотехники, украинского ученого Ивана Пулюя.

…И вот наступает волнующий момент: запущен ток в катушку Румкорфа, воздух наполняется озоном, слышно потрескивание электрических разрядов, и лампа начинает наполняться лазурно-белым сиянием, постепенно освещающим комнату. Фотокамеры фиксируют появление таинственного света.

Возраст фосфоресцентной лампы составляет более 120 лет. Она считается первым в мире источником невидимых Х-лучей.

«Нехай не гасне світ науки в проміннях сяєва твого», — такие слова написал Пантелеймон Кулиш по поводу открытия профессора Ивана Пулюя.

Но миру знакомо имя другого первооткрывателя Х-лучей — немецкого исследователя Рентгена. Почему?

Казалось бы, все можно объяснить — законам физики и механики подчиняется весь материальный мир, но в нашей жизни есть место для курьезов и роковых ошибок. За открытие Х-лучей Нобелевскую премию и всемирную славу получает именно Рентген. Даже загадочные лучи названы его именем. Пройдет сто лет, пока не будет названо имя человека, который смог это сделать намного раньше, — уроженца Гримайлова на Тернопольщине, одного из первых авторов перевода Священного Писания на украинский язык Ивана Пулюя.