«Новое русское слово»
Как пишет один из научно-популярных журналов, на недавней Олимпиаде американские атлеты набрали наибольшее количество медалей - но лишь в абсолютном выражении. Если же количество поделить на общее число американских граждан, то есть пересчитать на душу населения, то окажется, что США заняли на этой Олимпиаде всего лишь 37-е место.
Аналогично, пишет журнал, обстоит дело и с американскими научно-техническими достижениями. Хотя Соединенные Штаты во многих отношениях и возглавляют группу держав, восседающих на научном Олимпе, в пересчете на душу населения эти достижения выглядят куда скромнее.
В американском городе Филадельфия существует Институт научной информации, который издает журнал под названием «Индекс научного цитирования», где прослеживается, кто и сколько раз процитировал ту или иную научную публикацию.
Этот индекс отражает, таким образом, объективную значимость того или иного исследования, открытия или гипотезы в процессе развития современной науки. Филадельфийский журнал обрабатывает данные по 4000(!) научных журналов мира, и за период с 1980 по 1994 год собрал данные по 8 миллионам 400 тысячам (!!) научных работ, опубликованных учеными самых разных стран мира.
Недавно руководитель Британского ведомства науки и технологии Роберт Мэй произвел анализ собранных в Филадельфии данных. И вот что он выявил.
По абсолютному количеству научных работ Соединенные Штаты являются бесспорным мировым лидером - за 1980-1994 годы американцы опубликовали больше статей, чем все страны Европейского сообщества, вместе взятые. Когда, однако, Мэй произвел перерасчет количества статей на душу населения, иерархия на научном Олимпе оказалась несколько иной. Первое место (167 статей на душу) заняла Швейцария; второе (152) - Израиль; третье (147) - Швеция; четвертое (127) - Дания; пятое (127) - Канада; шестое (109) - Голландия; седьмое (107) - Финляндия; восьмое (104) - Великобритания; девятое (100) - США и десятое (99) - Новая Зеландия. Можно было бы сказать, что тут что-то не так и полученный показатель имеет несколько искусственный характер; в таком возражении что-то есть, несомненно.
Но вот еще один интересный факт, обнаружившийся в исследовании доктора Мэя. Индекс цитирования (среднее количество упоминаний по всем статьям из данной страны) в том же пересчете на душу населения тоже дает нетривиальные результаты: Швейцария (179); Швеция (125); Израиль (105); Дания (103); США (100); Голландия (96); Канада (95); Великобритания (88); Финляндия (85) и Исландия (76). Любопытно, что в обоих списках первых 9 мест занимают одни и те же девять стран, а первые три места - одна и та же троица: Швейцария, Израиль и Швеция. Тут уже явно что-то есть.
Эти данные, как бы осторожно их ни толковать, являются, по словам доктора Мэя, «несомненным свидетельством необычайно высокого качественного уровня этих малых научных гигантов».
Еще один любопытный результат исследования состоит в том, что, если выбрать из общего списка только данные по семи богатейшим индустриальным державам, то окажется, что Канада, США и Великобритания опережают Японию, Германию, Францию и Италию как по количеству и цитированию публикаций на душу населения, так и по затратам на «R and D» («исследования и развитие»). По мнению Мэя, одной из возможных причин такого опережения является то, что в трех первых странах более значительная часть исследований приходится на университеты «с их постоянным резервуаром честолюбивых и рвущихся в науку студентов». Мэй полагает, что исследования, проводимые в рамках научно-исследовательских институтов, менее эффективны, чем университетские, и потому университетам нужно выделять больше средств, но тут уж многие рецензенты, заинтересованно откликнувшиеся на его исследование, энергично ему возражают.