| ||
Алексей Кучеренко |
Появление слова «наукоград» во второй половине 90-х годов. связано с тем, что после долгих поисков путей спасения науки и ведущих научных школ в Российской Федерации была найдена новая организационно-правовая форма функционирования ведущих научных центров и новый механизм финансирования науки за счет как государственного бюджета, бюджетов органов местного самоуправления, так и коммерческих источников.
В ряде крупных научных центров Российской Федерации, где сосредоточились ведущие научные силы страны, стали создаваться наукограды. Их правовой статус был оформлен Федеральным законом Российской Федерации «О статусе наукограда в Российской Федерации», который вступил в действие весной 1999 года.
Практика показала, что подобная форма организации науки и научных исследований жизнеспособна. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно изучить российский опыт создания наукоградов и возможности его внедрения в Украине, где за последнее десятилетие, к сожалению, государство не сделало никаких кардинальных шагов, чтобы поддержать науку на непростом пути ее приспособления к рынку. В Украине исчезают ведущие научные школы, мы теряем уникальный кадровый потенциал. Следствием этого может стать деиндустриализация страны, превращение ее в сырьевой придаток развитых государств.
Что же такое наукоград? Это муниципальное образование, в котором основные градообразующие функции выполняет научно-производственный комплекс. Говоря более простым языком, наукоградами являются города, отдельные микрорайоны крупных городов, другие поселения, жители которых в советское время специализировались на научных исследованиях, где была создана соответствующая экспериментальная производственная база и производство опытных образцов продукции. В наукоградах осуществляется основная инновационная деятельность, испытываются образцы новой техники, готовятся кадры в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
В российском варианте статус наукограда муниципальному образованию присваивает президент Российской Федерации по представлению правительства страны на срок до 25 лет. Этот статус предоставляет ряд льгот и привилегий, позволяющих создать необходимые условия для адаптации деятельности ведущих научных центров к условиям рынка и жесткой конкуренции при помощи государства и соответствующих органов местного самоуправления.
По сути, статус наукограда является для населенного пункта той кислородной подушкой, которую дают умирающему, чтобы спасти ему жизнь.
Это следует подчеркнуть особо, учитывая состояние беспомощности, в котором сегодня находится наука в Украине, и тщетные словесные заверения в том, что она нужна стране. Но разговорами, как известно, сыт не будешь.
За годы, прошедшие после принятия соответствующего закона, в Российской Федерации создано 65 наукоградов (в том числе 47 городов). В основном они сосредоточены в Московской и Ленинградской областях, на Урале и Поволжье.
Российский опыт создания наукоградов не является каким-то особым изобретением. Идея их создания в России возникла на основе западного опыта организации современной науки, в частности создания технополисов, технопарков и других поселенческих образований, специализирующихся на научных исследованиях и разработках, а также на подготовке кадров. На наш взгляд, Украине целесообразнее было бы пойти по пути создания именно таких наукоградов, открыв тем самым отечественной науке возможность обрести новое дыхание. Это оправдано также тем, что основные научно-производственные центры Украины создавались в рамках бывшего СССР по единой схеме. Как показала практика, большинство из них в условиях перехода к рынку и резкого ограничения бюджетного финансирования оказались нежизнеспособны и начали распадаться. Хотя справедливости ради надо отметить, что в этих центрах сосредоточена элита нации, многие из отечественных научных школ по своему потенциалу превосходят научные школы ведущих развитых государств. Дело оказалось не в самом интеллекте, а в том, как организовать его использование и применение в новых условиях.
В первую очередь, считаем целесообразным принятие Верховной Радой Украины закона «О наукоградах в Украине». Национальная академия наук, на наш взгляд, должна стать инициатором и движущей силой претворения этой идеи в жизнь. Целесообразно было бы провести широкомасштабное общегосударственное совещание с участием руководителей государства, ведущих ученых страны, где следовало бы рассмотреть весь комплекс проблем организации науки в Украине и путей ее интеграции в рыночную систему. К созданию наукоградов не могут не подключиться органы местного самоуправления — как наиболее заинтересованные субъекты, в частности это касается и Киевской мэрии, и районных советов города.
В каких отраслях науки прежде всего следовало бы создавать наукограды с учетом опыта России и других зарубежных стран и какова схема их организации? Как известно, Украина обладала и пока еще, в какой-то мере не растеряла крупнейший в бывшем Советском Союзе потенциал в области технических наук, химии, биологии, физики, ядерной физики, кибернетики, материаловедения, электросварки, медицины, авиастроения и космоса. Поэтому именно там, где сосредоточены научные центры, специализирующиеся в этих отраслях науки, следовало бы решиться на реализацию пилотных проектов. Начать можно было бы с Киева, где сконцентрирован достаточный научно-технический потенциал страны. Статус наукограда целесообразнее присвоить не Киеву в целом, а лишь отдельным его микрорайонам, где находятся ведущие научные центры. И первым из них мог бы стать Академгородок. Создание наукограда в Академгородке должно сопровождаться образованием комитета самоуправления как органа самоорганизации населения и управления, а также образованием бюджета Академгородка как составной части Киевского городского бюджета.
Теперь о принципах организации наукограда.
Образование наукоградов требует решения ряда проблем. Это вопросы, связанные с административно-территориальным устройством страны, ведь нужно определить границы этих образований. Это вопросы организации функционирования социальной сферы. Необходимо выработать и утвердить критерии, на основании которых в Украине присваивается статус наукограда. Их, на наш взгляд, должно утверждить правительство страны. Нужно разработать также порядок подачи и рассмотрения предложений соответствующих органов местного самоуправления и президиума НАН Украины о присвоении тем или иным территориальным образованиям статуса наукограда. На наш взгляд, можно позаимствовать российский опыт — когда статус наукограда присваивается Указом Президента Украины. Следует также предусмотреть, что присвоение определенному территориальному образованию статуса наукограда обязательно влечет за собой разработку и принятие целевой государственной программы его развития. Программа должна быть рассчитана на период действия статуса наукограда. Основными составными такой программы могли бы быть: ее цели и задачи, этапы реализации, исполнители программы, меры по развитию материально-технической базы наукограда, задачи по развитию его социальной сферы, а также задачи по подготовке и переподготовке кадров, меры по государственной поддержке и материальному стимулированию научных работников. В государственную программу могли бы быть включены подпрограммы, связанные с развитием отдельных научных центров и научно-производственных комплексов, входящих в состав наукоградов. Такая программа должна предусматривать и меры налогового стимулирования развития наукоградов.
Необходимо также продумать порядок привлечения деловых кругов страны и иностранных инвесторов к участию в развитии наукоградов в Украине. Особое место принадлежит мерам по защите прав интеллектуальной собственности. Поэтому вместе с Законом Украины о наукоградах необходимо принимать и закон Украины «Об интеллектуальной собственности в Украине и защите ее прав».
Это лишь отдельные предложения по коренному изменению ситуации в украинской науке. Промедление с решением этих задач, как говорил один из классиков большевизма, «смерти подобно», ибо потеря научного потенциала Украины будет невосполнимой в течение многих десятилетий.