UA / RU
Поддержать ZN.ua

В космос - с горы Поп-Иван

Астрономия не вошла в список предметов, обязательных для изучения в новой украинской школе. Так что если у нас появится юный Николай Коперник, Галилео Галилей или Джордано Бруно, для удовлетворения своего астрономического любопытства ему придется искать себе учителей вне стен школы. Одно утешение - при почти общем упадке всего, что связано с науками и просветительством, Планетарий в Киеве выстоял под ударами неприветливой судьбы и являет, вопреки всему, организацию, в которой кипит жизнь: здесь проводятся лекции, ставятся пьесы на астрокосмические темы (!), работает кружок юных астрономов, для которых всегда к услугам своеобразные «звездные консервы» - карта жизни звездного неба, нарисованная на куполе хитроумными оптическими приборами.

Автор: Александр Рожен

Астрономия не вошла в список предметов, обязательных для изучения в новой украинской школе. Так что если у нас появится юный Николай Коперник, Галилео Галилей или Джордано Бруно, для удовлетворения своего астрономического любопытства ему придется искать себе учителей вне стен школы.

Одно утешение - при почти общем упадке всего, что связано с науками и просветительством, Планетарий в Киеве выстоял под ударами неприветливой судьбы и являет, вопреки всему, организацию, в которой кипит жизнь: здесь проводятся лекции, ставятся пьесы на астрокосмические темы (!), работает кружок юных астрономов, для которых всегда к услугам своеобразные «звездные консервы» - карта жизни звездного неба, нарисованная на куполе хитроумными оптическими приборами.

А если продвинутым юным звездочетам захочется увидеть звезды «живьем»? Конечно, можно попросить ученых показать участок звездного неба с помощью телескопов Центральной астрономической обсерватории НАНУ. Астрономы отличаются замечательной щедростью и широтой души.

Директор Киевского планетария Иван Павлович КРЯЧКО рассказал о новом плане, над реализацией которого он сейчас работает. План заключается в том, чтобы оборудовать обсерваторию для всех желающих на одной из высочайших вершин Карпат.

- Не так давно, - рассказал Иван Павлович, - во Львове прошло обсуждение вопроса восстановления и использования высокогорной астрономической и метеорологической станции на горе Поп-Иван (2022 м над уровнем моря) в Черногорье. История ее такова. В 1935 году министерство противовоздушной обороны Польши начало строить метеорологическую обсерваторию для своих нужд и обратилось с предложением в Варшавскую обсерваторию организовать здесь астрономическое отделение. По замыслу министерства, эта обсерватория должна была обеспечивать авиацию необходимой информацией о погоде.

Символический камень в фундамент был заложен летом 1936 года. Руководил строительством Адам Мейснер из Львова. Строение обсерватории имело форму зеркального отражения латинской буквы «L». Над верхним этажом находилась башня с куполом. В здании было 43 комнаты и 57 окон. На первом этаже размещался конференц-зал, квартира руководителя и жилые комнаты. На втором - столовая, кабинеты, отель и помещения для связи. На самом верхнем этаже - зал для метеорологических инструментов.

В подвале размещалась аккумуляторная, откуда подавался электрический ток, котельная и другие хозяйственные помещения. Обсерватория имела собственное центральное отопление, электропроводку. Все достаточно благоустроено. Плохо было лишь с водой. Ее приходилось носить из источников, которые находились на расстоянии 0,5 км. Хлеб пекли на месте.

В обсерватории на горе в то время постоянно жил географ Владислав Мидович. Главным астрономическим инструментом на горе был астрограф с диаметром объектива 33 см. Астрограф помещался в башне, которую венчал медный купол диаметром 10 м. На астрографе велись наблюдения больших и малых планет, комет, звезд.

Торжественное открытие обсерватории состоялось 29 июля 1938 года. Однако уже в конце 1939 года она перестала работать. Советская власть интереса к ней не проявила. Возможно, потому, что зона была приграничной. По понятиям тех лет вроде бы не место для наблюдения за небом.

Однако сейчас интерес к обсерватории возродился у многих. На упомянутой встрече во Львове были и представители с польской стороны. Они заинтересовались идеей возродить старую обсерваторию. Там я и обратился к академику Ярославу Яцкиву с предложением поддержать идею использования здания обсерватории не только как научного учреждения. Оно могло стать местом, которое привлекало бы и туристов.

Ярослав Степанович считает, что обсерватория не будет возрождаться как чисто научное учреждение. А вот идею о научно-просветительском комплексе на этой базе он готов поддержать. Но ни у кого нет денег для развертывания такой программы. Тогда родилось предложение организовать нечто вроде консорциума из разных организаций. Может, пригласить тех же поляков, словаков, местную власть, потому что остатки здания взяты на баланс местной властью? И сообща довести дело, как говорится, до ума.

Здесь изумительно красивые места, привлекательные для туристов. Сейчас все большую популярность приобретают туристические маршруты по интересам: экологический отдых, путешествия по горным рекам для смельчаков, подводные путешествия для «заболевших» морем… Да мало ли есть еще оригинальных туристических придумок. И наша идея с астрономической обсерваторией, которая позволяет всем желающим прогуляться среди звезд, в этом ряду выделяется своими возможностями и привлекательностью! Обсерватория - это изюминка, которая позволит привлечь туристов, «заболевших» космосом. Здесь, на территории старинной обсерватории, высоко в горах, где чистейший воздух, будут собираться люди, которые любят посмотреть на звезды, поговорить о вечном и встретиться с людьми такого же склада.

Заканчивается тысячелетие. Новое станет тысячелетием далеких космических путешествий человека. Надо развивать космическое мышление. С реализацией нашего проекта возможность заглянуть в космос с высоты горы Поп-Иван открывается для всех.

Для человека, обремененного нынешними заботами, это предложение может показаться фантастическим. Но ведь во времена УНР, когда у людей тоже были проблемы, тем не менее издавали стихи и спорили о звездах, о космосе, о полетах на Луну! Я уверен, что пять тысяч любителей «астрономической тусовки» в стране найдется. А чтобы любительская обсерватория ожила, больше и не нужно. Бросить бы клич, собрать деньги и отстроить…

Когда обсерватория заработает, она станет прекрасным местом для форума фантастов, замечательных телевизионных конкурсов, олимпиад. Зимой интеллектуальную программу можно будет дополнить катанием на горных лыжах. Летом пойти в поход. Здесь же можно провести и серьезную научную конференцию.

С такой идеи мы и хотели бы начать разговор с теми, кто готов вложить средства в восстановление обсерватории. Садимся за разговор только с одним условием - нужно непременно возродить обсерваторию. Если идея принесет деньги, они будут чистыми и благородными.

Над этим не мешает хорошо подумать!