UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В ХХІ веке основной проблемой человека будет он сам»

Профессора Роберта Макарова в Кировограде застать трудно. Он то в Европе, то в Японии, то в России. Вернувшись в наш город, часто принимает делегации из этих и других стран...

Автор: Светлана Орел

Профессора Роберта Макарова в Кировограде застать трудно. Он то в Европе, то в Японии, то в России. Вернувшись в наш город, часто принимает делегации из этих и других стран. Что, собственно, и неудивительно, ведь он руководитель серьезной научной структуры, объединяющей ученых из многих стран, — Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, фактический редактор вестника этой организации, признанного одним из лучших научных изданий. Роберт Никитович осуществляет сейчас уникальный проект — «Человек в измерениях ХХ века». Но обо всем по порядку...

— Роберт Никитович, как получилось, что президент Международной академии, центр которой фактически находится в Москве, живет и работает в Кировограде?

— Я приехал в Кировоград еще во времена Советского Союза, когда здесь активно заявило о себе Высшее летное училище гражданской авиации (сейчас — Государственная летная академия). Определенное время работал проректором по научной работе и мог четко видеть: научный потенциал учебного заведения мощно возрастал. Здесь сформировалась научная школа психолого-педагогического профиля, в основу которого была положена идея человеческого фактора, главным образом в психолого-педагогических аспектах. Анализу отдельных из них были посвящены международные научные конференции, что позволило наладить тесные научные контакты с Московским институтом авиационной и космической медицины, в частности с выдающимся ученым, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Пономаренко. Результатом стало создание международного объединения, которое позволило посмотреть на деятельность человека в аэрокосмических системах в интегрированном целостном виде. Международная академия человека в аэрокосмических системах объединила научный потенциал, способный провести широкомасштабные исследования по наиболее актуальным научным проблемам. Уже можно констатировать: была создана совместная научная школа с мощным интегративным интеллектом.

Следует отметить, что все это делалось без какого-то вмешательства государства, только по инициативе ученых. На учредительном собрании меня избрали вице-президентом академии, а через полгода — президентом. В прошлом году академия отметила свое десятилетие. Сейчас у нас свыше 300 известных ученых, занимающихся научными исследованиями в разных областях знаний. Изданы десятки монографий, учебники, сотни статей, состоялось немало семинаров, других научных собраний.

— Как возникла идея проекта «Человек в измерениях ХХ века» и как вам удалось начать ее воплощение?

— До сих пор в науке не ставился вопрос о каком-то подведении итогов деятельности человека. И от этого человечество, по моему мнению, многое потеряло. Так что основная цель проекта — раскрытие научного анализа и обобщение результатов исследований в контексте прогресса человечества в ХХ столетии, прогнозирование фундаментальных исследований и их реализации в ХХІ веке. Подобная работа выполняется впервые в истории человечества. В предисловии к многотомнику «Людина у вимірах ХХ століття» говорится: «Мы искренне надеемся, что вы, потомки, пришедшие в мир в ХХІ веке, продолжите нашу работу, подведете итоги своего времени и спрогнозируете достижения ХХІІ века. Так будет передаваться эстафета науки о Человеке, его жизни, деятельности и неистребимом прогрессе цивилизации».

Итак, эта идея возникла у меня уже давно. Но ни в Кировограде, ни в Украине вообще в достаточном объеме не было научных ресурсов, кадров для ее воплощения. После того как Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике более-менее уверенно встала на ноги, в Кировограде был создан региональный межвузовский научно-исследовательский центр. Эти два объединения позволило сфокусировать интеллект более 250 ученых по разным направлениям научного проекта. Разноплановость исследований определила необходимость объединения ученых по территориальному и профессиональному признаку. Над воплощением проекта работают десять опорных пунктов, в том числе в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Запорожье, Николаеве, Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Казани. Следует отметить, что проект объединяет людей, поверивших в эту идею, проникнувшихся ею и относящихся к делу со всей ответственностью, тем более что речь идет об ответственности перед потомками.

— Трудно поверить, что такая широкомасштабная работа осуществляется практически на общественных началах...

— Издано уже семь томов, почти подготовлен к печати восьмой. Ученые работали и работают фактически бесплатно. Учтите, нам нужно было привлечь не кого угодно, не начинающих, а мощных ученых, с мышлением мирового уровня, ведь проект требует именно такого подхода. Только их профессиональное и гражданское сознание позволили сдвинуть с места такое большое дело. Я хотел бы отметить самоотверженность ученых, в частности академика, профессора, доктора технических наук, бывшего ректора Днепропетровского государственного университета Владимира Приснякова.

— Но, несмотря на грандиозность замысла, нельзя не заметить, что полиграфия уже изданных томов далеко не самая лучшая: мягкая обложка, некачественные иллюстрации. Да и тираж небольшой.

— Работа издается исключительно за спонсорские средства, государство полностью уклонилось от этого проекта. Хотя мы и материалы размещали на сайте с соответствующими обращениями, и специальный семинар проводили в Киеве, на который приглашали высоких должностных лиц. Никакой реакции.

Потому и тираж небольшой, и себестоимость очень высокая. Книги передаются в основном в библиотеки. Каждый следующий том посвящается отдельной области знаний, содержит научный анализ, поэтому интересен прежде всего специалистам.

У нас была возможность издать нашу работу в Англии, в замечательной полиграфии, — я получил несколько писем из Манчестерского университета с такими предложениями. Но мы приняли решение — пока не издадим все 15 (раньше планировалось 20) томов, никуда материал не отдадим.

Собственно, сделана уже почти половина, и я уверен, что работу удастся завершить, а со временем обязательно найдутся деньги, которые позволят переиздать наработанное, возможно, дополнив его, в достойной полиграфии.

— Не кажется ли вам, что в изданных томах довольно заметен все-таки уклон в сторону авиации и космонавтики и меньше внимания уделяется другим областям знаний?

— Если сравнить всю историю развития человечества с марафонской дистанцией, то последние десять метров из 42 тысяч вмещают практически все научные исследования. Авиация же и космонавтика оказали на развитие науки колоссальное влияние. Собственно, весь ХХ век — эра авиации и космонавтики. Она в значительной мере стимулировала развитие прочих научных отраслей.

— Прикоснувшись к такому огромному массиву научной информации о деятельности человека за последнее столетие, сделали ли вы вывод, что она стала соответственно более нравственной, более благородной, более милосердной?

— Если мы получаем больше информации, становимся умнее, то обязательно — лучше, гуманнее, порядочнее. Примером могут служить ученые, работающие над проектом: их самопожертвование — проявление высокой гуманности и благородства.

Если же говорить обо всем человечестве, то, полагаю, здесь прогресс довольно незначительный, но он должен стать решающим. Изменяя мир, человек очень мало внимания уделяет собственному усовершенствованию. У нас имеются интересные разработки в области психологии, воспитания, но мы применяем их очень выборочно. Вполне возможно, в ХХІ веке основной проблемой человека будет он сам. Ведь общество завтра непременно должно быть лучше, умнее, гуманнее, чем сегодня или вчера. И осуществление нашего проекта, я свято верю в это, будет способствовать усовершенствованию человечества.