UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЖАСЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В украинской истории глубокий след оставили около 80 процентов городов и городков Тернополья. Ныне...

Автор: Роман Якель

В украинской истории глубокий след оставили около 80 процентов городов и городков Тернополья. Нынешние райцентры — Теребовля и Шумск — были столицами удельных княжеств, вошедших в состав Галицко-Волынского княжества, другие становились центрами феодальных владений. Но средневековье дает о себе знать не только из книг и кинофильмов.

В Збараже подземные ходы, проложенные в древности жителями города, чтобы прятаться от татаро-турецких набегов, напомнили о своем существовании еще в шестидесятые годы. Да разве кто пытался услышать отголосок истории? В разные периоды на средневековых «минах» кипело строительство, хозяйственное освоение территории. Однако лишь теперь выяснилось: самые старые и самые важные здания — замок князей Збаражских, церковь Спаса XVII века, костел, синагога — соединены между собой надежными коммуникациями, находящимися на глубине до восьми метров. Они длинные и разветвленные, выложены в два-три этажа.

В нынешнем году Кабинет министров утвердил привлекательную и многообещающую комплексную программу сохранения исторического центра Збаража. Ее трудно назвать недозревшей, половинчатой, ибо охватывает широкий круг проблем: остановку опасных техногенно-экологических процессов, создание приличных жилых и бытовых условий для населения, консервацию и реставрацию объектов культурного наследия, их рациональное использование. Но грандиозные замыслы может перечеркнуть стоимость проекта — 37 млн. 946 тыс. гривен. Хотя программа и направлена в будущее, в 2005 год, и разбита на несколько этапов, ей очень трудно будет выйти за границы утопии. Уже на первом этапе, который должен завершиться в 2003 году и предусматривает все на свете — проведение научно- исследовательских и проектных работ, вывод из аварийного состояния домов, строительные работы по ликвидации проседания почвы, строительство очистных канализационных сооружений и полигона для хранения твердых бытовых отходов, противоаварийные, ремонтные роботы на исторических объектах, — мероприятия оцениваются в 29 млн. 360 тыс. грн., то есть нужно будет каждый год выискивать почти 10 млн. грн.

На «почве Збаража» временами рождаются классические чиновничьи анекдоты. В прошлом году правительство В.Пустовойтенко приняло постановление о выделении из резервного фонда 2,5 млн. грн. для «ликвидации последствий проседания почвы в центральной части Збаража и переселения жителей из аварийных домов». Денег давать никто и не собирался. А недавно первый вице-премьер Ю.Ехануров прислал письмо, в котором дал понять, что резервный фонд создан не для того. На такие цели нужно закладывать средства в бюджетах. Поскольку заказчиками комплексной программы выступают обл- госадминистрация и Госстрой, это означает, что именно они и финансируют работы. Точнее, должны были бы финансировать.

А что скажут «нетрадиционные источники финансирования», как записано в программе, или — спонсорская помощь? Городской совет, учитывая недостаток средств в местном бюджете, провел эксперимент, предложив предприятиям и предпринимателям Збаража принять долевое участие в строительстве очистных сооружений. Не откликнулся ни один завод, ни один бизнесмен!

Предусмотренное программой строительство многоквартирного жилого дома для отселения людей из зоны смещения тоже можно считать игрой воображения высоких кабинетов. Горисполком нашел более дешевое решение проблемы — выкупить людям из аварийных домов квартиры или вселить их в свободные коммуналки. Таким образом в 2000 году новое жилье получили три семьи збаражцев. Эта инициатива, как уверяют в городском совете, будет развиваться и в дальнейшем.

Проседание почвы в Збараже, Тернополе, Кременце, Теребовле, Бучаче и других городах области можно расценивать и как чрезвычайные ситуации. Мероприятия по их ликвидации, по идее, должны были бы финансироваться из фондов непредвиденных расходов, которые в бюджетах разных уровней формируются в пределах одного процента от доходов. Но в последние два года, когда активизировались оползневые процессы, эти деньги как раз тратились или на устранение последствий урагана, или на проведение отчетных концертов области под патронатом Президента.

Пока что пожарные работы еле-еле оплачиваются из городских бюджетов. Во всех городах, кроме Збаража, подземельями мало кто интересуется, и все внимание к ним вписывается в принцип: образовался провал — засыпали. Точка. Не проводится мониторинг состояния и развития оползней. А действующий кадастр опасных процессов безнадежно устарел и не дает возможности принимать эффективные управленческие решения.

В Збараже — о благо! — проведена первая системная работа по исследованию подземелий, чтобы выявить их лабиринты, укрепить и в перспективе открыть международный туристический маршрут и зарабатывать деньги.

Нынче в городах, поселках и селах региона зарегистрировано около 60 оползней разной стадии активности. Природное истощение почвы уже превзошло так называемые техногенные явления. 30 процентов водопроводных и канализационных сетей и около 20 процентов теплотрасс в области исчерпали срок эксплуатации, то есть отработали свое. Они либо аварийны, либо на грани аварийности. А для ремонта хронически не хватает средств. Несколько лет тому назад из-за неисправности коммуникаций, приведшей к переувлажнению верхних пластов почвы, упал четырехквартирный жилой дом в Бучаче, треснул пятиэтажный в Гусятине. В прошлом году по тем же причинам в зоне оползня оказались дома в Теребовле, хозяйственные здания в Козивском районе.

Общественная мысль и властные решения никак не заработают в том направлении, что земля всего не выдержит. За низкую культуру пользования ею она платит той же монетой.