UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УТЕЧКА МОЗГОВ» В ПРЕДЕЛАХ АМЕРИКИ

В далекие 80-е годы американский профессор, преподающий в государственном вузе, смотрел на свою коллегу из частного университета то ли с легкой надменностью, то ли с глубоким сочувствием...

Автор: Оксана Приходько
В далекие 80-е годы американский профессор, преподающий в государственном вузе, смотрел на свою коллегу из частного университета то ли с легкой надменностью, то ли с глубоким сочувствием. Этому способствовала не только более высокая престижность его заведения, но и преимущества в зарплате и получении разнообразных льгот, включая льготы на образование своих детей. Однако вскоре американское правительство решило, что тратить деньги на обучение своих детей не так актуально, как возводить на эти же деньги тюрьмы, и финансирование государственных учебных заведений начало стремительно сокращаться. В результате к концу прошлого года профессор Мичиганского университета, который 20 лет назад получал на полтысячи долларов больше профессора самого престижного частного университета, теперь получает на четыре тысячи меньше. А в целом по стране разница в средней зарплате профессора государственного и частного вузов, не так давно стремившаяся к нулю, теперь превысила 20 тысяч долларов. Естественно, не в пользу государственных вузов. Кроме того, теперь именно частные вузы предлагают своим преподавателям наиболее привлекательные льготы, к которым относится не только улучшенное финансирование и отличная материальная база для проведения научной работы, но и программа «взаимозачета в плате за образование», которая позволяет детям таких преподавателей получать бесплатное образование в любом частном вузе страны. При наличии у преподавателя трех детей экономический эффект такой льготы достигает четверти миллиона долларов.

Естественно, обеспечивается такое финансовое благополучие преподавателей частных вузов за счет студентов или, в большинстве случаев, их родителей. Неудивительно, что средняя плата за обучение выросла с 3 900 долларов в 1980 году до 16 500 в 1997-м. Правда, учитывая, что частный университет способен предложить зарплату профессору в размере 200 тысяч долларов в год, уровень образования там, возможно, даже будет соответствовать финансовым затратам на его получение. Ведь американские частные вузы способны переманить к себе лучших преподавателей не только из государственных американских вузов, но и из Канады, Австралии, Западной Европы. Даже скромный по местным меркам частный американский вуз может предложить преподавателю более выгодные условия, чем, скажем, Оксфорд или Кембридж. И хотя государственные вузы Америки отчаянными усилиями (например, требованием дополнительного финансирования для повышения пенсии своим преподавателям) пытаются удержать своих преподавателей, «утечка мозгов» из старейших и авторитетнейших американских госуниверситетов приобретает характер стихийного бедствия.

РЕЦЕПТ «ТЕХАССКОГО ЧУДА»

Американцы знают, как мало они знают. Еще лучше они знают, как плохо учат их детей. Вопросы повышения уровня образования в стране являются камнем преткновения для любого серьезного политика. Но только не для Джорджа Буша, одного из кандидатов в президенты на предстоящих выборах. За время своего пребывания на посту губернатора штата Техас ему удалось добиться «наиболее фундаментальных реформ» в системе образования. В подтверждение он приводит результаты тестирования, которое губернатор-«просветитель» считает едва ли не основным элементом школьного образования.

Эти результаты свидетельствуют не только о поразительных успехах техасских школьников в освоении грамматики и математики, но и о практическом исчезновении разницы в уровне образования между белыми и цветными, бедными и богатыми. А ведь существующее ныне неравенство в этих вопросах волнует американскую общественность ничуть не меньше самого вопроса о качестве образования. Естественно, такие успехи привлекли к себе всеобщее внимание и стремление перенять положительный опыт.

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что перенимать, собственно, нечего. «Стандартные» техасские тесты оказались значительно слабее общенациональных, а результаты тестирования по последним показали даже, что разница в успеваемости между детьми из различных слоев населения штата Техас даже больше, чем в среднем по стране. Зато сами техасские школы из учебных заведений превратились в конвейерные производства по «натаскиванию» на сдачу определенных тестов, но никак не на приобщение к знаниям и основным образовательным навыкам.

Этому способствовала четкая зависимость между результатами тестирования учеников и успешностью карьеры и заработной платой преподавателя. Как показали результаты независимого исследования, в одной из таких школ все 18 тысяч долларов, выделенные на закупку учебной литературы, были израсходованы на всевозможные дидактические материалы по сдаче унифицированных «техасских» тестов.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы