Естественно, обеспечивается такое финансовое благополучие преподавателей частных вузов за счет студентов или, в большинстве случаев, их родителей. Неудивительно, что средняя плата за обучение выросла с 3 900 долларов в 1980 году до 16 500 в 1997-м. Правда, учитывая, что частный университет способен предложить зарплату профессору в размере 200 тысяч долларов в год, уровень образования там, возможно, даже будет соответствовать финансовым затратам на его получение. Ведь американские частные вузы способны переманить к себе лучших преподавателей не только из государственных американских вузов, но и из Канады, Австралии, Западной Европы. Даже скромный по местным меркам частный американский вуз может предложить преподавателю более выгодные условия, чем, скажем, Оксфорд или Кембридж. И хотя государственные вузы Америки отчаянными усилиями (например, требованием дополнительного финансирования для повышения пенсии своим преподавателям) пытаются удержать своих преподавателей, «утечка мозгов» из старейших и авторитетнейших американских госуниверситетов приобретает характер стихийного бедствия.
РЕЦЕПТ «ТЕХАССКОГО ЧУДА»
Американцы знают, как мало они знают. Еще лучше они знают, как плохо учат их детей. Вопросы повышения уровня образования в стране являются камнем преткновения для любого серьезного политика. Но только не для Джорджа Буша, одного из кандидатов в президенты на предстоящих выборах. За время своего пребывания на посту губернатора штата Техас ему удалось добиться «наиболее фундаментальных реформ» в системе образования. В подтверждение он приводит результаты тестирования, которое губернатор-«просветитель» считает едва ли не основным элементом школьного образования.
Эти результаты свидетельствуют не только о поразительных успехах техасских школьников в освоении грамматики и математики, но и о практическом исчезновении разницы в уровне образования между белыми и цветными, бедными и богатыми. А ведь существующее ныне неравенство в этих вопросах волнует американскую общественность ничуть не меньше самого вопроса о качестве образования. Естественно, такие успехи привлекли к себе всеобщее внимание и стремление перенять положительный опыт.
Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что перенимать, собственно, нечего. «Стандартные» техасские тесты оказались значительно слабее общенациональных, а результаты тестирования по последним показали даже, что разница в успеваемости между детьми из различных слоев населения штата Техас даже больше, чем в среднем по стране. Зато сами техасские школы из учебных заведений превратились в конвейерные производства по «натаскиванию» на сдачу определенных тестов, но никак не на приобщение к знаниям и основным образовательным навыкам.
Этому способствовала четкая зависимость между результатами тестирования учеников и успешностью карьеры и заработной платой преподавателя. Как показали результаты независимого исследования, в одной из таких школ все 18 тысяч долларов, выделенные на закупку учебной литературы, были израсходованы на всевозможные дидактические материалы по сдаче унифицированных «техасских» тестов.