Многие воспринимают Миннауки как ведомство по делам ученых. Действительно, спасение интеллектуальной элиты - сверхзадача для государства, если только судьба его не предопределена стать своеобразной восточноевропейской «банановой» страной. Однако, самые благородные и справедливые проекты материальной поддержки науки останутся утопией, если наука не заработает себе деньги сама. Сегодня для судьбы ученых дороже всего найти путь добровольного заинтересованного инвестирования их труда с непременным конечным результатом - созданием конкурентоспособной рыночной научно-технической продукции.
Если творчески обобщить скромный опыт инвестиционной политики Украины, то само слово инвестиция приобретает четкое и сугубо украинское смысловое значение как мысленное обогащение, чему соответствует популярная народная пословица. Именно такое чувство обогащения должны вызывать у народа, например, возросшие как по волшебству посреди чистого поля гигантские сараи крупнейшего в Европе завода по разливу напитков знаменитой фирмы «Кока-кола». Ура, инвестиции идут! Однако каверзная пресса опять отравила радость по этому поводу, раскопав, что Украина не получит ни процента от прибылей гиганта, отдав при этом бесценные ресурсы чистейших подземных вод.
Как же так, воскликнет в который раз одураченный обыватель, ведь первый камень в основание завода закладывал сам вице-премьер, правда теперь уже бывший?.. Ведь такие проекты проходят самую серьезную экспертизу!.. Действительно, какую?! Именно об этом задумались в молодом Министерстве по делам науки и технологий. А размышления сии привели к неожиданному выводу: Украине не нужны инвестиции как таковые!.. Долгожданные количественные показатели инвестиционных успехов в очередной раз принесут только вред, если будут состоять из слагаемых, подобных вышеупомянутому примеру, либо экологозатратных и «грязных» производств. К тому же, наивно полагать, что внешние инвестиции в экономику Украины могут быть направлены на производство продукции для реализации на давно сложившемся международном рынке. Последний ощетинился к Украине и странам СНГ новым железным занавесом.
Как считает министр Украины В.Семиноженко, Миннауки должно лоббировать государственную инновационную политику для инициирования инвестиционного процесса путем поддержки собственных технологий.
Опыт азиатских «тигров» убеждает нас в том, что ключ к успеху в возрождении высокорентабельного производства заложен в инвестиционную модель промышленной стратегии, когда инновационная и инвестиционные политики тесно переплетаются и взаимно поддерживают общее движение.
По данным нового председателя Государственного инновационного фонда Украины Валентина Чеботарева, предприятия, которые уже привлекли инновационные фонды, создали за 1993-96 гг. 17300 рабочих мест, выпустили продукции почти на 580 млн. гривен и перечислили налогов в бюджет около 93 млн. И все это при исчезающе скромных инновационных инвестициях.
При очевидной выгодности инновационного процесса для преодоления падения производства, средства инновационного фонда систематически изымаются для латания бюджетных прорех. Казалось бы, безнадежная тупиковая ситуация. Однако, как говорится, надежда умирает последней, а посему в озабоченную голову лезут крамольные и на первый взгляд сумасшедшие мысли: а не решиться ли на целевую денежную эмиссию для инвестирования инновационной деятельности? Такая эмиссия не должна повлиять на инфляционный процесс, ибо средства эти останутся вне сферы товарно-денежного оборота потребительского рынка. К тому же инновационные средства возвратны. И при их возврате логично было бы оставить в обороте их часть, равную стоимости созданной в результате использования инноваций продукции. А это уже внеинфляционный рост остродефицитной денежной массы.
Инновационно-инвестиционный подход в поисках оптимальных моделей экономического роста нашел понимание и поддержку у Джорджа Сороса в ходе недавней встречи с ним Владимира Семиноженко. Достигнуто предварительное соглашение о создании совместного инновационного фонда со взносами каждой из сторон в размере 20 млн. долларов США.
Мы уже определили смысл инвестиций в Украине в их нынешнем качестве как мысленное обогащение. По определению В.Семиноженко, инновация - это финансирование будущей стоимости. А это означает, что, сочетая инвестиции с инновациями, мы переходим от стоимости мнимой к ожидаемой реальной. Если только в самом деле дать право на жизнь логике здравого смысла.