Не могу согласиться с г-ном Шайермайером, который считает причиной всех бед науки преклонный возраст и авторитарный стиль руководства НАН Украины, считая его замену единственным и достаточным способом исправления ситуации.
Мое видение проблемы украинской науки основывается на собственном многолетнем опыте работы в системе Национальной академии наук Украины, а также жизненном примере моего отца академика Александра Палладина, который в самый трудный период входил в ее руководство и в течение 15 лет был ее президентом.
Возможность процветания науки в государстве с кризисной экономикой является утопией, в которую могут верить только люди, далекие от реальности. Действительно, в советский период были примеры, когда государство с его планово-командной экономикой вкладывало колоссальные средства в развитие отдельных технических наук ради получения результатов, важных для военно-промышленного комплекса. В то же время остальные области науки имели очень скромное финансирование, причем их материальное обеспечение в Украине осуществлялось по остаточному принципу после удовлетворения потребностей научных учреждений России.
Сейчас теоретически выделяемые НАН Украины бюджетные средства могли бы использоваться только для фундаментальных исследований, которые изначально считались приоритетными, тем более, что и во всем мире они осуществляются за счет государства, которое обеспечивает проведение лишь отдельных прикладных разработок. К сожалению, в Украине пока что невозможно переложить финансирование прикладных наук, в первую очередь технических, на частный капитал, поскольку владельцы крупных предприятий обеспечивают свои миллиардные прибыли за счет дешевой рабочей силы и умения не платить налоги, не испытывая необходимости в создании новых технологий.
Безусловно, я и мои коллеги не удовлетворены уставом НАН Украины, хотелось бы видеть академию более демократичной. Необходимо ликвидировать огромное неравенство в правах между носителями академических званий, которые называются членами НАН Украины, и основной массой ученых, которые не считаются ими, хотя работают в ее системе. Они выступают за предоставление им права выбирать директоров своих институтов, поскольку лучше, чем члены научных отделений могут оценить возможности кандидатов на этот пост. Ввиду того, что сочетание научного таланта и организаторских способностей встречается достаточно редко, следовало бы разделить эти функции, выполняемые сейчас одним человеком. Административные нужно поручить исполнительному директору (еxecutive director), имеющему, кроме ученой степени, диплом научного менеджера, тогда как направление исследований должен определять крупный ученый с широкими знаниями и видением перспектив. Однако это вопросы, которые относятся к компетенции непосредственно украинских ученых, поэтому не были затронуты в статье К.Штайермайера.
Вместо обсуждения чьих-то честолюбивых мечтаний полезнее обсудить реальные перемены, которых ждут украинские ученые. Начинать нужно с проведения «смотра» тематики и уровня исследований по отдельным направлениям в области каждой науки, сводя вместе все, что делается в учреждениях разного подчинения. Оценка полученных результатов позволит избавиться от дублирования, увеличив средства для наиболее важных исследований. Ее проведение придется осуществлять преимущественно силами украинских ученых, поскольку зарубежная экспертиза, основанная на индексе цитирования, у нас не всегда применима. И, конечно, использование зарубежных экспертов недопустимо в случаях, когда исследования касаются создания новых продуктов или технологий.
Хочется также напомнить о важности поддержания в науке традиций, забывая о которых разрушают все, что было создано предыдущими поколениями. Собираясь построить «украинский Кембридж», нужно уважать традиции, как это делают в английском университетском Кембридже, где в окнах средневековых зданий видны компьютеры и ученые занимаются современными исследованиями.
Шанс Украины попасть в число высокоразвитых европейских государств базируется на использовании знаний и интеллекта, и поэтому нам никак не обойтись без современной науки.