UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина космическая: старты в будущее

В июле 2007 года Кабинет министров одобрил новую космическую программу на 2008—2012 годы, предусматривающую увеличение бюджетной поддержки новых разработок в среднем до 300 млн...

Авторы: Владимир Горбулин, Олег Федоров

В июле 2007 года Кабинет министров одобрил новую космическую программу на 2008—2012 годы, предусматривающую увеличение бюджетной поддержки новых разработок в среднем до 300 млн. гривен в год. Принятое решение может означать, что преодолен порог, отделяющий стагнацию отрасли от ее поступательного развития. В то же время эта сумма значительно меньше, чем в странах, где космические технологии развиваются интенсивно. Каких результатов можно ожидать в ближайшей перспективе, смогут ли ракетно-космические технологии стать локомотивом инновационного развития, каковы приоритеты украинской космонавтики? Ответы на эти вопросы можно получить, лишь осознав новую роль, которую играют космические исследования и технологии в наше время.

Космонавтика в современном мире стремительно меняется. Прагматизм — первое, что бросается в глаза при анализе результатов космической деятельности крупнейших компаний и космических держав. Один из главных приоритетов — подчинение задач космонавтики решению общих социально-экономических проблем страны. Проще говоря, космические проекты поддерживаются государством при условии ясно выраженного эффекта, который почувствует в том числе и рядовой потребитель. Насыщение новых рынков услуг, большинство из которых ориентированы на массового потребителя (связь, телевидение, навигация, метеопрогнозы), — вот что становится приоритетом современных аэрокосмических компаний.

Добавим сюда «космический туризм», коммерциализацию космических технологий, и может сложиться впечатление, что космонавтика становится одной из обычных отраслей экономики, почти рутинной сферой, результат работы которой стоит выражать исключительно в долларах, а космические запуски становятся одним из элементов современных транспортных систем, вроде модернизированных электричек.

С этой точки зрения парадоксальным может показаться интерес к новой космической программе освоения Луны, перспективным межпланетным миссиям, которые объявлены приоритетом десятка стран (еще недавно некосмических). Впечатляет количество потенциальных участников известной инициативы EXPLORATION, предполагающей полеты на Луну и Марс. А недавний документ о создании всемирной системы, призванной оптимизировать космические наблюдения за земной поверхностью (GEOSS), подписали более 70 стран. Впечатление такое, что «пыльные тропинки далеких планет» сулят исследователям огромные перспективы, а неизбежные затраты и риск неудач отходят на второй план. Не следует забывать, что, говоря о космических затратах, имеются в виду бюджетные расходы (т.е. деньги налогоплательщиков); относительная роль коммерческих проектов еще весьма скромна. То есть долгосрочные и достаточно дорогие космические исследования, по мнению многих правительств, имеют важные практические следствия. Причины такой «демократизации» космонавтики, как и становление собственно «космической политики», сводятся отнюдь не к соображениям престижности или роста международного авторитета.

Не претендуя на исчерпывающий анализ, попробуем обозначить некоторые аспекты новой роли космонавтики в современном мире и проблемы, связанные с поиском Украиной своего места в сообществе космических держав.

1.Информационное общество и космонавтика

Определение современного общества как постиндустриального или общества, основанного на знаниях, известно с 60-х годов прошлого столетия. Такое общество противопоставляют доиндустриальному и индустриальному по трем важнейшим направлениям: главным производственным ресурсом становится информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществах ими были, соответственно, сырье и энергия; характером производственной деятельности, которая квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологией, которая характеризуется наукоемкостью, тогда как две предыдущие стадии характеризовались трудоемкостью и капиталоемкостью. Отсюда следует известная формулировка о трех обществах, первое из которых — взаимодействие с природой, второе — взаимодействие с преобразованной человеком природой, а постиндустриальное общество выступает в таком случае как взаимодействие между людьми.

На основе такого анализа Д.Белл предложил следующее определение постиндустриального общества: это «общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественно производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое главное, в котором внедрение инноваций ...в большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания».

С этой точки зрения, космонавтика — это наиболее «постиндустриальная» деятельность. В ней все составляющие, включая производственную, подчинены получению нового знания и информации, а также организации соответствующего сервиса.

Заметим, что такая роль космонавтики не была предсказана в начале космической эры. Большое значение придавалось (наряду с уникальными возможностями для исследований) использованию ресурсов космоса, тому, что мы теперь называем индустриализацией космоса. Вероятно, К.Циолковский удивился бы, узнав, что первым применением космических технологий, которое развивается на полностью коммерческой основе, стали космические телекоммуникации. Вслед за ними услуги навигационных систем, позиционирования, а также информация аэрокосмического зондирования Земли постепенно приближаются к рубежу самоокупаемости.

Однако дело не только в востребованности космической информации широким кругом современных пользователей, растущей коммерциализацией космических услуг. Принципиальную роль в условиях глобализации приобретает уникальность информации космического мониторинга. Изучение глобальных климатических изменений, оценка ущерба от стихийных и техногенных катастроф, выявление предвестников бедствий, управление природными ресурсами, земледелие, геологоразведка — вот далеко не полный перечень областей, где уже практически применяются данные космического мониторинга. Устойчивое развитие невозможно без адекватной информации о земной поверхности — гласит резолюция саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Реализацией этого лозунга являются межправительственная инициатива GEOSS (Глобальная система систем наблюдения Земли из космоса) и его европейская составляющая GMES (Глобальный мониторинг в интересах безопасности и сохранения окружающей среды). Мониторинговые инициативы предполагают создание системы (точнее, системы систем) на основе космических средств. Решить проблемы экологической безопасности совокупность существующих систем не в состоянии. Поэтому предполагается создать новые кооперационные взаимодействия (консорциумы организаций), которые бы включали науку, космические и наземные наблюдательные системы, моделирование, организацию сервиса.

По существу, формируется новый тип информационных систем, в которых космический сегмент является основой, предопределяющей качественный прорыв в решении жизненно важных задач.

2. Инновационный потенциал космонавтики

Существует около 40 ключевых макротехнологий, определяющих уровень экономики страны, причем аэрокосмические технологии занимают, по мнению многих экспертов, первое место в этом списке. Их лидирующая роль обусловлена мощным инновационным воздействием на экономику в целом. Так, развитие авиации в свое время дало старт радиолокации, созданию легких, жаропрочных сплавов, композиционных материалов, вычислительной цифровой технике, двигателестроению, навигационным системам. Современная космонавтика не только революционизирует важнейшие отрасли экономики; известно, что эффективность инноваций определяется в основном двумя факторами — финансированием и уровнем решаемых задач. Космонавтика задает высочайшие требования к научно-техническим разработкам и, соответственно, определяет наивысшую эффективность инноваций.

Этот факт осознан не только аналитиками, но и политическими руководителями, а термин «космическая политика» на сегодня можно считать общепринятым. Среди важнейших документов такого рода — представленная Европарламенту в апреле текущего года «Европейская космическая политика», разработанная совместно Еврокомиссей и Европейским космическим агентством. Согласно этому документу, космические технологии — это инструмент, с помощью которого обеспечивается конкурентоспособность Европы в экономической гонке с США. Поэтому предусматривается постоянное увеличение расходов на новые разработки и осуществление космических проектов. Методология разработки документа основана на соотнесении задач космической деятельности с политическими приоритетами ЕС. При этом подразумевается выполнение таких проектов, которые должны радикально повлиять на достижение первоочередных приоритетов.

Этот вывод позволяет говорить о новой роли космонавтики, которая теперь не является одной из (хотя и очень важных) отраслей, влияющих на научно-технический и оборонный потенциал. Космическая деятельность выступает условием конкурентоспособности страны, поскольку она является самым мощным внутренним источником развития, а также фактором его устойчивости.

Очень показательна в этом плане известная инициатива EXPLORATION (по-английски — это исследование, включающее экспедицию), наименее прагматичной, казалось бы, чисто научной деятельности, лишь опосредованно связанной с конкретным земным применением.

Эта инициатива предполагает согласованную всеми участниками систему космических исследований от околоземной орбиты и ближнего космоса до планет Солнечной системы и астрофизических объектов. Основной ее смысл состоит в провозглашении новой эры, когда присутствие человека не будет ограничено околоземной орбитой. После известной речи президента США Дж. Буша, предложившего «Новое видение космических исследований» (октябрь 2004 года), ведущие космические государства образовали рабочую группу для выработки совместной стратегии космических исследований. В конце мая 2007 года опубликован согласованный 14 космическими агентствами (включая НКАУ) документ «Глобальная стратегия исследований — основы координационного процесса». Он содержит концептуальные положения относительно целей, задач и организации совместных взаимодополняющих действий космических стран. Несмотря на расхождения участников в тактике, темпе продвижения вперед, технологических и научных приоритетах (а расхождения по некоторым пунктам весьма серьезны), выработаны общие подходы к будущему сотрудничеству, уровень и значимость которого имеют уникальное значение.

В документе рассматривается и обосновывается необходимость исследования и освоения объектов Солнечной системы, «возвращения на Луну». Вместе с тем, одним из главных мотивов этой новой впечатляющей международной инициативы является технологический прорыв в важнейших направлениях, определяющих судьбу человечества. Среди прогнозируемых новых направлений — технологии генерирования и накопления энергии, новые транспортные средства, коммуникации и навигация, робототехника, а также медицина.

Очень важны и социальные последствия разворачивающейся программы. Известно, что исследования космоса — мощный побудительный мотив у молодежи задуматься над тем, чего стоит добиваться в жизни, как вырваться из рамок обыденности. Инновационное развитие — это не только технологическая, но и социальная проблема. Эффективность образования, условия для творческого поиска, стимулы для поиска нового играют не меньшую роль, чем финансирование разработок.

Видимо, эти аспекты инновационного развития объясняют, почему собственные лунные программы сейчас разрабатывает не менее десятка государств, а космическая тематика занимает ключевое место в стратегии экономического развития.

3. Необходимость нового подхода к космической деятельности

Революционизирующее влияние космических технологий испытывают оборона, телекоммуникации, фундаментальные исследования космоса. Все это свидетельствует о том, что космическая деятельность в новом тысячелетии приобрела новое качество. Состоялся переход от демонстрационного этапа к целенаправленному использованию ресурсов космоса. Космическая индустрия функционирует по законам реальной экономики, а критерии ее эффективности определяются социально-экономическими и научно-техническими результатами. Поэтому космическая политика развитых государств на сегодняшний день сформировалась как один из приоритетов государственной политики.

Общие тенденции развития космической деятельности требуют активного поиска Украиной своего места на космических рынках и в международном разделении труда. Украина объективно принадлежит к космическим государствам мира не только по формальным характеристикам космического потенциала, но и по доказанной возможности практически реализовывать современные космические проекты, примером которых является уникальный международный проект «Морской старт». После отказа от ядерных вооружений космические технологии остались одними из немногих, которые определяют стратегический вес государства, наличие средств сдерживания. Доступ в космос объективно повышает значимость Украины в отношениях со стратегическими партнерами, процессах интеграции в европейские структуры. Космическая деятельность может стать инструментом активной региональной политики.

Указанные обстоятельства требуют не только их учета при формировании национальной космической политики. Центральной проблемой является гармонизация внешних факторов и насущных потребностей развития собственной экономики, науки, проблем безопасности и обороны, а также социальных ожиданий. То есть исходные данные для дальнейшего развития космонавтики находятся в плоскости обеспечения устойчивого развития страны. В свою очередь, существующие сейчас и разрабатываемые космические средства и технологии могут определять перспективные пути обеспечения безопасности, подготовки управленческих решений, мероприятий по оптимизации природопользования, развития фундаментальных исследований и т.п. Реализация соответствующих связей является необходимым условием формирования основ эффективной космической деятельности.

В настоящее время объективно существует ряд важнейших проблем развития государства, которые не могут быть решены без применения космических средств и информации. Отечественный ракетно-космический потенциал позволяет решать широкий круг задач, однако его структура и возможности не отвечают, в определенной степени, современным потребностям Украины. Поэтому поиск оптимального варианта развития космической деятельности имеет специфические ограничения.

В частности, это необходимость структурных преобразований в отрасли, которые должны сопровождать выполнение конкретных проектов. Существенными являются реальные ограничения государственной поддержки разработок, которые имеют объективно длительный срок внедрения. Кроме того, ни один из вариантов не является реалистическим без поддержки обществом «космических» затрат, а также без понимания управленческой элитой необходимости применения космических технологий для решения основных экономических и социальных проблем.

4. Космическая программа на 2008—2012 годы: перспективы перехода к интенсивному развитию

Значительную часть из обозначенных проблем может решить сбалансированная национальная космическая программа. Залог ее успеха — учет общегосударственных потребностей, реального состояния отрасли, нацеленность на инновационное развитие. Остановимся кратко на проекте, который получил поддержку правительства и будет рассматриваться новой Верховной Радой.

При подготовке новой космической программы рассматривалось несколько вариантов осуществления Украиной космической деятельности. Экспертный анализ показал, что сохранение нынешней ситуации фактически означает постепенное (на протяжении 10—15 лет) свертывание космической деятельности. Рассматривался также вариант интенсивного развития, наиболее желательный с точки зрения быстрого развития космических технологий.

Учитывая прогнозируемые темпы возрастания ВВП, реальное состояние космической отрасли, а также социальные ожидания в обществе, оптимальным признан вариант интенсивного развития.

Общая характеристика необходимых условий развития отечественной космонавтики включает четыре взаимосвязанных направления деятельности.

I. Выполнение космических проектов, получение и использование информации с космических средств.

II. Модернизация существующих и разработка перспективных ракет-носителей, их систем, а также космических аппаратов.

III. Реализация перспективных научных исследований, прикладных разработок приборов, наземных программно-аппаратных комплексов, информационных технологий, поиск прорывных решений.

IV. Технологическая поддержка и обновление экспериментальной и испытательной базы предприятий.

Первое направление обеспечивает практическую отдачу от космической деятельности, решение конкретных задач космического мониторинга, участие в международных научных проектах. Создание постоянно действующей группировки космических аппаратов предусматривает обеспечение запуска отечественных КА с периодичностью не реже, чем раз в два года. Минимальная стоимость задач этого направления предусматривает выделение до 250 млн. грн. бюджетных средств в год.

Второе направление предусматривает меры в поддержку экспортного потенциала и фактически является инвестициями в будущие проекты. Требует бюджетной поддержки на уровне 250—300 млн. грн. в год.

Третье направление определяет необходимый научный уровень отечественных космических исследований, его обеспечение конкурентоспособными приборами, оснащением, информационными возможностями, наземными средствами, которые являются условием участия в международном разделении труда. Это направление требует от 100 до 150 млн. грн.

Четвертое направление является вкладом государства в технологическое обновление и реструктуризацию предприятий отрасли и может обеспечить необходимый уровень наземной экспериментальной отработки элементов космической техники. Объемы необходимого финансирования определяются составом уникальной опытно-экспериментальной базы предприятий и оцениваются на уровне 150 —200 млн. грн.

Общий объем бюджетной поддержки оптимального варианта развития космической деятельности должен составлять порядка 750—900 млн. грн. в год, а также привлечение внебюджетных средств в объеме не менее чем 50 % от указанной суммы. Такой уровень бюджетных расходов отвечает приблизительно 0,2 % от прогнозируемого объема ВВП на ближайшие годы. В абсолютных цифрах указанная бюджетная поддержка характерна для стран, которые начали развивать космическую деятельность, и на порядок ниже, чем в европейских странах и Российской Федерации.

Как уже отмечалось, в проекте, одобренном Кабинетом министров, предполагается выделение порядка 300 млн. грн. ежегодно в течение ближайших пяти лет. Это ниже, чем в рассмотренных выше рекомендациях экспертов отрасли. В то же время такой вариант предполагает увеличение существующего финансирования более чем в четыре раза и дает возможность осуществить в значительной степени те меры, которые предполагает оптимальный вариант.

Что же будет сделано в ближайшие пять лет? Программа включает семь взаимосвязанных целевых программ, каждая из которых состоит из отдельных проектов, нацеленных на выполнение таких задач:

— развертывание группировки наблюдения Земли и геофизического мониторинга «Січ»; (запуск КА «Січ-2» и «Січ-2м», подготовка КА «Ионосатс»), создание системы геоинформационного обеспечения как части европейской системы GMES и мировой GEOSS;

— создание условий для коммерческого использования украинских ракет-носителей в проектах «Циклон-4», «Наземный старт», «Днепр»; развитие производства ракет-носителей («Зенит», «Циклон», «Днепр»); проработка проектов перспективных носителей;

— создание спутниковых телекоммуникационных сетей связи и вещания с использованием национального спутника связи (запуск — в 2010 году, предполагается в основном за счет привлеченных средств); развертывание системы координатно-временного и навигационного обеспечения Украины в кооперации с Российской Федерацией и ЕС;

— осуществление космических исследований в области солнечно-земных связей, астрофизики, космической биологии и материаловедения, в частности в рамках международных проектов «Спектр-Р», «Международная космическая станция», Глобальной стратегии исследований-GES, выполнение образовательных космических проектов;

— модернизация и развитие Национального космического центра в Евпатории и включение его технических средств в международные космические программы;

— комплекс разработок новой космической техники, служебных систем, исследовательских приборов для перспективных космических проектов.

Запланированных бюджетных средств будет недостачно для модернизации экспериментальной и производственной базы отрасли, разработки перспективной техники, главным образом в интересах создания новых типов ракет-носителей.

В то же время можно прогнозировать, что выполнение запланированных проектов существенно повысит отдачу от использования космической техники, поскольку главный акцент программы — применение космической информации для неотложных государственных нужд. Существенен международный акцент программы. Создание новых кооперационных связей обеспечивает необходимый уровень проектов, не менее важна и демонстрация наших возможностей работать с ведущими игроками на космических рынках. Характерной особенностью программы является ее нацеленность на новые технологии; задел прошлых лет практически исчерпан, а новые конкурентоспособные разработки — единственный способ выживания отрасли.

Отметим, что собственно космическая программа — составная часть государственной политики в области космической деятельности. Проблемы развития отечественной космонавтики решаются также программой реструктуризации отрасли, комплексом внешнеэкономических мер, отраслевыми программами, предполагающими использование космических средств и информации (экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, управление землепользованием, топографо-геодезическая деятельность и т.д.)

Работа над программой высветила острую необходимость разработки системного подхода к космической деятельности, создания стратегического плана на ближайшие 15—20 лет. Космическая политика государства требует координации усилий государственных органов, науки, промышленности. Старт новой космической программы должен положить начало этой работе.