Заседания Кабмина 13 июля научное сообщество ожидало с нетерпением. На нем, как пообещал в интервью «ЗН», №26(554) министр образования и науки Станислав Николаенко, исполнительная власть должна была пересмотреть свое отношение к науке, технопаркам, инновационной политике.
— Первый вопрос, который обсуждался на заседании Кабмина, — рассказал Станислав Николаевич обозревателю «ЗН», — инвестиционная политика. Мне было очень приятно, что впервые за время существования нашего правительства проведен плодотворный, квалифицированный разговор, и кое-кто из наших министров наконец-то понял разницу между свободной экономической зоной (СЭЗ), территорией приоритетного развития (ТПР) и технопарком.
Это немалая подвижка, потому что когда говорят, что в этих свободных экономических зонах и технопарках происходят сплошные нарушения, то надо понимать, что между ними есть огромная разница. Так, СЭЗ — это территория, на которой осуществляются десятки проектов по разным направлениям, а цель технопарка — производство технологий, а не железа, мяса или молока. И когда мне министр финансов говорит, что в технопарках были обнаружены крупные нарушения и финансовые злоупотребления, я ему отвечаю: какие могут быть потери для бюджета, если в нем не запланированы новые технологии?
Министр образования и науки несколько покривил душой — нарушения в технопарках действительно имели место и даже таможенники не раз жаловались на неумеренные пользования льготами. Потери были настолько ощутимыми, что это и послужило поводом для новой власти закрыть дыры в бюджете.
— По двум технопаркам были претензии, — сообщил С.Николаенко. — В частности, по технопарку «Институт монокристаллов», куда ухитрились ввозить даже растения, занимались другими, далекими от новых технологий проблемами, например, разведением животных. Были там другие нарушения. Но это лишь одна точка зрения.
Еще более спорными выглядят и претензии к технопарку «Институт электросварки имени Е.Патона». Там есть великолепные достижения. Достаточно вспомнить электросарку живых тканей. А чего стоит постоянно обновляемое производство нового сварочного оборудования на Каховском заводе сварочного оборудования! Оно поставляется в 30 стран мира. Причем мы обогнали такие государства как, Япония, Россия, Австрия, которые традиционно сильны в этой области. Среди прочего оборудования выпускается совершенно уникальное — для сварки труб большого диаметра. Каждый такой аппарат стоит 2—3 млн. долларов. На этом заводе занято три тысячи работников. Это плюс. Из минусов: к технопарку предъявляют претензию, что он слишком интенсивно занимался обогащением руды. А ведь дело технопарка — разработка технологии, а не разворачивание мощного производства.
В этом непростом разговоре ученых с властью академии нужен сильный козырь. Если бы он появился, тогда правительство совсем по-иному посмотрело бы на перспективу преференций технопаркам, на выделение дополнительных средств на науку. Однако представители академии вот уже который год демонстрируют одни и те же достижения. Похоже, что жизнь остановилась в стенах этого учреждения. Вместо парада новых достижений — расследования КРУ, которые, как к ним ни относись, показывают, что даже в технопарках обещанной отдачи все-таки нет.
Здесь уместно отметить, что новая украинская власть с первых дней своего прихода к управлению страной неоднозначно продемонстрировала — она недовольна крайне архаичной системой управления наукой и ждет, что в ближайшее время она станет более продуктивной, оперативно реагирующей на насущные потребности государства и, наконец, предпримет решительные шаги, чтобы омолодиться.
Прогноз министра о радикальном изменении ситуации в инновационной области не оправдался. Правда, С.Николаенко полон оптимизма и считает, что это должно произойти в ближайшее время: «Вопрос инновационной политики перенесен на отдельное заседание правительства. Он будет рассмотрен под председательством Юлии Тимошенко. Уже есть договоренность по двум моментам — будет отменен таможенный сбор на ввозимое оборудование и материалы для технопарков и введена нулевая ставка НДС».
В последние полгода ученые приложили немало усилий, чтобы обратить внимание власти на то, что они представляют собой реальную силу, способную сыграть революционную роль в нашем обществе. Два события в этом ряду — круглый стол в комитете Верховной Рады, нашедший серьезные аргументы в поддержку СЭЗ в Украине, и общенациональный форум ученых, выступивший в защиту технопарков, — приобрели знаковое значение.