UA / RU
Поддержать ZN.ua

Центр сейсмобезопасности: испытание на прочность

Судьба этого уникального проекта подобна сейсмическому процессу, притом весьма продолжительному, сила толчков (в данном случае наземного происхождения) при котором порой достигала максимума...

Автор: Лидия Суржик

Судьба этого уникального проекта подобна сейсмическому процессу, притом весьма продолжительному, сила толчков (в данном случае наземного происхождения) при котором порой достигала максимума. Тем не менее неоднократные попытки уничтожить Крымский международный центр сейсмобезопасности (КМЦС) и разрушить (в буквальном смысле) сейсмолабораторию оказались безуспешными. Главным образом благодаря стоическим усилиям руководителя центра Н.Георгиева и его единомышленников, осознающих неоценимую значимость и перспективность новой технологии.

…Кадры видеозаписи впечатляют: гремят страшные взрывы, после которых, казалось бы, от здания останется лишь груда развалин. Но, к удивлению, сооружение выстояло, выдержав силу воздействия, равную 9, 10, 11 баллам (землетрясение моделировалось взрывами с близкого расстояния по специальной методике). Так в натурных испытаниях с участием специалистов Болгарии и Академии наук Молдовы была апробирована технология сейсмической и техногенно-динамической безопасности зданий и сооружений, разработанная инженером Н.Георгиевым.

Николай Дмитриевич — инженер-строитель по специальности и в то же время наблюдательный исследователь. Еще в молодые годы он задался вопросом, почему отдельные здания и сооружения смогли выдержать неоднократные разрушительные землетрясения, хотя были построены без применения современных высокопрочных конструкционных материалов и без расчета на сейсмостойкость. В рамках существующей теории и практики сейсмостойкого строительства он тщетно искал ответ на этот вопрос. Немало усилий потребовалось на то, чтобы постичь сущность и раскрыть физический механизм этого феномена. Многолетние поиски увенчались успехом — разработкой технологии строительства сейсмостойких зданий и сооружений, которая, по мнению специалистов, на сегодняшний день не имеет аналогов.

— Ключ к эффективному решению проблемы удалось найти, прибегнув к альтернативному методу исследования, — объясняет Н.Георгиев. — Суть его в том, что мы отказались от общепринятого в мире принципа сейсмостойкости — минимизации ущерба и потерь, заменив его новым подходом — устойчивого динамического сопротивления и адаптации несущей конструкции к сейсмическим и техногенно-динамическим перегрузкам.

Современная теория сейсмостойкости зданий и сооружений, метод расчета конструирования и контроля качества сейсмостойкого строительства были разработаны в середине прошлого века в бывшем Советском Союзе под руководством доктора технических наук, профессора И.Корчинского. Эта первая попытка научно-технической мысли на основе метода инженерного расчета обеспечить защиту зданий, сооружений и жизнь людей от разрушительных землетрясений породила большие надежды на кардинальное решение проблемы. Однако, как оказалось, эти надежды не оправдались.

Серьезным недостатком существующей технологии сейсмостойкого строительства является то, что здания и сооружения проектируются и возводятся без учета того, что в процессе эксплуатации они подвергаются различным техногенным вибрациям, колебаниям и вибрациям от слабых землетрясений, другим высокочастотным импульсам, которые разупрочняют конструкции, уменьшая их несущую способность. Ученые, пытаясь объяснить масштабы разрушений некачественным строительством, не уделяли надлежащего внимания раскрытию основных закономерностей динамического сопротивления, адаптации и разрушения зданий при землетрясениях. Общепринятая модель расчета сооружений на сейсмостойкость не соответствует их реальному поведению при сильных и продолжительных землетрясениях (эта модель реализуется только при не очень сильных и непродолжительных подземных толчках — силой до 7—8 баллов по 12-балльной шкале). Поэтому каждое сильное и продолжительное землетрясение заканчивается сейсмической катастрофой. Только в последние годы несколько таких катастроф повлекли за собой многотысячные человеческие жертвы и нанесли колоссальный экономический ущерб.

Разрозненные исследования сложной научно-технологической инженерной проблемы не позволили современной науке о сейсмостойкости раскрыть физический механизм и закономерности динамического сопротивления, адаптации и разрушения несущей конструкции зданий и сооружений и создать на этой основе принципиально новые конструкционные системы, способные успешно сопротивляться сейсмическим и техногенно-динамическим перегрузкам. Созданная на основе нашей технологии конструктивная система зданий и сооружений работает подобно механизму, сохраняя их несущую способность, — подчеркнул Н.Георгиев.

Парадоксально: угроза разрушительных землетрясений на планете и различных техногенных катастроф в последнее время заметно возросла, а проблема, от которой зависят безопасность и благополучие многих стран мира и фактически всего человечества, не находит адекватного решения, ее затянуло тиной научно-технологического застоя. Следует заметить, что только в прошлом году Европейский Союз включил общее понятие «Безопасность» в программу поддержки научных исследований и разработок, а ведь речь идет о проблеме, имеющей жизненно важное значение для многих стран и регионов земного шара, всей человеческой цивилизации.

Н.Георгиев и его единомышленники еще более десяти лет назад разработали комплексную целевую программу «Наука, образование, технология для сейсмобезопасности» (НОТС). В рамках этой программы предусмотрено выполнение экспериментальных исследований, натурных испытаний и внедрение принципиально новой технологии строительства зданий и сооружений. Инновационный проект получил одобрение и поддержку авторитетных ученых и специалистов, в том числе на государственном уровне. Тем более что руководство КМЦС денег у государства не просило — осуществить проект предполагалось исключительно за счет привлечения инвестиций. Для создания Крымского международного центра сейсмобезопасности решением Ялтинского горсовета было выделено (на условиях аренды) два небольших земельных участка. Благодаря кипучей энергии Н.Георгиева и его единомышленников дело сдвинулось, построили сейсмолабораторию и другие помещения, пошли предложения от потенциальных инвесторов, но… тут начались проблемы. Городская власть, нарушая условия договора аренды, решила изъять землю, ранее выделенную КМЦС, и передать ее в другие руки. Вот уже более двух лет длятся судебные разбирательства, вследствие чего деятельность Центра сейсмобезопасности полностью заблокирована. В распоряжении редакции имеются соответствующие документы, в частности ответ бывшего заместителя министра — начальника Главного управления МВД Украины в Автономной Республике Крым Г. Москаля, где отмечается (дословно): «…В діях посадових осіб Ялтинської міської ради вбачаються ознаки складу злочину, передбаченого ст. 364 КК України, у зв’язку з чим матеріали перевірки для прийняття рішення в порядку ст. 97 КПК України направлені до прокуратури м. Ялти». Несмотря на то, что Хозяйственный суд АР Крым вынес решение в пользу КМЦС, в октябре этого года «при прямом участии мэра Брайко С. Б. и главного архитектора г. Ялта Приступа В. И. организован рейдерский захват территории (0,1 га)», на которой расположено строение сейсмолаборатории. Об этом произволе со стороны местного руководства Н.Георгиев сообщил в письме, адресованном президенту страны, в котором просит защитить интересы КМЦС и таким образом поспособствовать осуществлению перспективного инновационного проекта.

И в заключение. Международный центр сейсмобезопасности расположен в зоне 9-балльной сейсмической опасности. Интересно, какие должны произойти землетрясения и тектонические сдвиги в общественном сознании, чтобы подобные конфликты стали невозможны?