UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трудный выбор академической номенклатуры

В статье «После выборов в академию запищат мыши...» («ЗН», №14) в который раз делается попытка пробуд...

Авторы: Владимир Кузнецов, Александр Габович

В статье «После выборов в академию запищат мыши...» («ЗН», №14) в который раз делается попытка пробудить совесть у вождей нашей науки и государственных деятелей, тем или иным образом связанных с научно-образовательной сферой. В частности, в этой публикации речь идет о будущих выборах в ряды высших должностных лиц НАН Украины. Как учил Георг Вильгельм Фридрих Гегель, истина всегда конкретна. Поэтому мы решили сделать свой посильный вклад в ход и результаты будущих выборов, обнародовав малодоступные широкой общественности сведения об определенных кандидатах в сонм выдающихся ученых.

Иногда полезно погрузиться в уставы

Украинским научным сотрудникам хорошо известно, что наша родная НАНУ формально является одним из самых демократичных учреждений во всем мире. Об этом убедительно свидетельствует параграф 30 ее устава: «Выборы и предвыборная кампания проводятся на демократической основе, в условиях полной информированности научной общественности». Поражают также и чрезвычайно строгие требования к ее будущим действительным членам и членам-корреспондентам: «19. Действительными членами НАН Украины избираются ученые, сделавшие выдающийся вклад в развитие соответствующих направлений науки. Членами-корреспондентами НАН Украины избираются ученые, обогатившие науку выдающимися достижениями».

Заметим, что, как это вытекает из других параграфов устава, имеется в виду не чисто украинская наука, а наука мировая. Действительно, согласно параграфу 11, основными задачами НАН Украины являются: «2) выполнение на мировом уровне фундаментальных и прикладных исследований на приоритетных направлениях науки и усиление влияния их результатов на инновационное развитие экономики, образования и культуры в Украине; 8) содействие интеграции отечественного интеллектуального потенциала в мировое научное пространство».

К сожалению, эти внешне демократические нормы процедурно не подкреплены. Они не очень убедительны в правовом отношении и не обеспечены механизмами их последовательного и непротиворечивого воплощения в жизнь.

Во-первых, в уставе отсутствует юридически точное и практически пригодное определение того, что считать «выдающимся вкладом» и «выдающимися достижениями». Поэтому непонятно, каковы конкретные критерии оценки результатов научной деятельности претендентов и кто выносит оценочные суждения. Это оставляет для академического руководства, претендентов и групп их поддержки слишком большое пространство для чисто волюнтаристских действий и торгашеских сделок.

Во-вторых, в среде отечественных научных сотрудников существуют различные мнения по поводу механизмов сопоставления «выдающихся вкладов» или «выдающихся достижений» с мировым уровнем и в плане восприятия степени интеграции локально именитых ученых в мировое научное пространство. Ярким свидетельством этого является публичное обсуждение известной статьи в журнале Nature от 9 марта в «ЗН». Речь идет о возможности применения к отечественным научным сотрудникам западных критериев оценки результатов их научной деятельности. Заметим, что декларации о невозможности такой оценки создают искусственную пропасть между украинской и мировой наукой и сводят к пустопорожней болтовне всякое высокопарное пустозвонство о европейском выборе Украины.

В-третьих, чисто формальным является требование «полной информированности научной общественности». На самом же деле для рядового научного сотрудника недоступны источники информации, из которых можно было бы узнать о научных биографиях претендентов, где можно было бы найти краткое изложение их научных результатов, дающих профессиональные основания для баллотирования в НАНУ. Подавляющее большинство имеющихся открытых ресурсов дает информацию лишь о руководящих должностях и количестве научных работ претендентов. Нередко отечественная информация украшена словосочетаниями типа «выдающийся/известный ученый» или «ученый европейского/мирового уровня». По нашему мнению, в век современных информационных технологий должны быть досягаемыми с помощью Интернета действительно объективные источники сведений об ученых (и не только о претендентах!).

Методика нашего поиска

Попытаемся частично ликвидировать нехватку сведений о некоторых претендентах на должности действительных членов и членов-корреспондентов НАНУ. Речь идет о представленности и положительной оценке их наработок в мировом информационном пространстве.

Понятно также, что в случае фундаментальной науки единственно возможным подтверждением соответствия вкладов и достижений мировому уровню являются публикации претендентов в ведущих международных профессиональных журналах и ссылка на эти труды со стороны других субъектов научной деятельности.

Мы использовали общедоступные поисковые системы google.com и scholar.google com, а также такие базы данных, как Scopus, Academic Search Premier, Springer Link и SocIndex with full texts. Доступ к последним на 2006 год оплатила Центральная научная библиотека НАН Украины имени В.Вернадского. Эти базы данных охватывают около 20 000 ведущих международных журналов практически по всем научным областям — от математики до права.

Надеемся, что и в будущем будут находиться средства на доступ к этим источникам, а также к базам Institute of Scientific Information и Web of Science. Между прочим, по нашим сведениям, доступ в этом году обошелся в 200 000 у.е., что примерно втрое меньше суммы, нужной для дополнительной финансовой поддержки новой блестящей сотни действительных членов и членов-корреспондентов, которые через месяц непременно будут избраны в сплоченные ряды научных сотрудников высшего сорта.

Осуществляя поиск, мы столкнулись с чисто «семиотически-фонетической» проблемой транслитерации латиницей кириллических украинских фамилий. В большинстве случаев ее удалось решить с помощью поисковой системы google.com. Сначала вводились кириллические фамилии и инициалы претендентов, а потом находились ссылки на них латиницей (преимущественно автоссылки). Но подобный метод срабатывал не всегда, и мы были вынуждены использовать несколько возможных вариантов латинизации фамилий. Поэтому мы заранее приносим извинения претендентам, научные публикации которых мы не смогли полностью учесть из-за неправильной латинизации их фамилий. В связи с этим, если институт академиков и членкоров продолжит свое печально известное существование, следовало бы указывать в печатных изданиях фамилии претендентов не только кириллицей, но и латиницей (в собственной однозначной интерпретации). Пусть этот акт будет шагом НАНУ навстречу международному научному сообществу.

Итак, после ввода латинизированных фамилий в приведенные выше базы данных происходил отбор надлежащих сведений. Речь идет о том, что под одинаковыми фамилиями могли фигурировать разные научные сотрудники. Таким образом, были получены такие количественные характеристики, которые представляют количественную меру соответствия мировому уровню будущих действительных членов и членов-корреспондентов НАНУ. Это — количество печатных трудов в уважаемых зарубежных изданиях и количество цитирований ранее опубликованных трудов. Еще раз подчеркнем: полученные данные являются неполными, они служат лишь первым приближением к оценке места некоторых украинских ученых в мировой сети знаний.

Начнем, условно говоря, с лириков, то есть историков, философов и правоведов, потом перейдем к физикам.

Лирики

Заранее не согласимся с нашими возможными критиками. Они могут заметить, что украинские исследования по истории, философии и праву не интересуют мировую научную общественность, и именно потому не удивляет их практическое отсутствие в мировом научном информационном пространстве. Подобная аргументация не является правомерной. Украинский исторический, культурный, правовой и политический опыт, как и опыт любой страны (об этом любит говорить президент В.Ющенко) уникален. Поэтому научный анализ, осознание и обобщение этого опыта является крайне нужным и всегда актуальным. Он является sine qua non (необходимым условием) конституирования самобытности Украины и возникновения интеллектуального уважения к ней со стороны просвещенных граждан других государств.

Более того, именно события, происходившие в последние годы на территории Украины, оказались животворной почвой для выдвижения оригинальных исторических, философских, политических и правовых концепций. Как убедительно свидетельствует наш собственный опыт общения с зарубежными научными сотрудниками, они искренне заинтересованы в получении информации об оригинальных наработках украинских ученых на любом научном поприще. Так что речь идет не об отсутствии спроса со стороны мировой научной общественности, а о нехватке предложений со стороны украинских «лириков».

Последствием нашего малого case-study, весьма нас шокировавшего, является полное отсутствие в доступных нам базах данных публикаций отечественных претендентов на академические должности в области истории, философии и права. Соответственно отсутствуют и ссылки на их труды. Возможным объяснением этого может быть то, что почти все из 18 претендентов являются ректорами, проректорами, деканами высших учебных заведений, директорами или замами директоров научно-исследовательских учреждений различного подчинения, исполнительными директорами благотворительных фондов и т.п. Понятно, что они вынуждены тратить много сил на административную деятельность, не оставляющую им достаточно времени для глубоких научных студий.

Но особенно удивило нас то, что среди претендентов на академические должности имеются действующие действительные члены других государственных академий. Т.е. пример некоторых известных «мультиакадемиков» оказался довольно привлекательным и имеет тенденцию к распространению.

Физики

По сравнению с приведенными выше данными, ситуация в области физики значительно лучше. Одним из возможных объяснений являются более конкурентные условия, заставляющие физиков при той же зарплате, что и у лириков, смело выходить в мировое научное пространство.

Итак, в отношении желающих стать действительными членами на ниве физики и претендующих на единственное вакантное место, Scholar Google выдал следующие сведения:

К сведению читателей, за указанный промежуток времени своеобразный рекорд в среде мировой физической общественности оставил позади отметку 12 000, а любой солидный западный профессор-физик цитируется где-то на уровне 400—700 раз за десять лет. Не будем дальше комментировать эту табличку, чтобы не внести свою субъективную нотку в академическую предвыборную кантату. Но придирчивый читатель сам сможет сделать обоснованный вывод обо всей этой кампании после получения окончательного результата предвыборной гонки.

В завершение добавим немного оптимизма удрученному читателю. Некоторые украинские научные сотрудники, впрочем, из других областей науки, имеют, безусловно, выдающиеся показатели. В качестве примера приведем данные о кандидатуре в члены-корреспонденты по отделению молекулярной биологии, биохимии, экспериментальной и клинической физиологии НАН Украины доктора медицинских наук Алексея Верхратского. За последние десять лет он имеет более 100 публикаций в журналах по списку ISI и более 3000 (!) ссылок на свои научные работы.