UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тестовое задание для Верховной Рады

Эксперименты по независимому тестированию, по мнению его разработчиков, уже завершены, а введение системы внешнего оценивания требует немедленного законодательного урегулирования...

Автор: Василий Петрив

Эксперименты по независимому тестированию, по мнению его разработчиков, уже завершены, а введение системы внешнего оценивания требует немедленного законодательного урегулирования. Необходимо четко прописать, кто, что, как и когда должен делать, а чего, наоборот, делать не имеет права. Только в таком случае можно говорить об ответственности за нарушение положений закона. Однако текст, представленный группой народных депутатов в виде проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам введения внешнего независимого оценивания качества образования», к сожалению, ничего не регламентирует. Попытаемся найти в этом проекте ответ на важнейшие вопросы.

Кто устанавливает правила проведения оценивания и условия поступления в вуз?

На этапе эксперимента перечень предметов, сроки проведения внешнего независимого оценивания (ВНО) и условия приема в вуз устанавливал МОН, а правила проведения тестирования — Украинский центр оценки качества образования (УЦОКО). Он же проводил ВНО и контролировал его.

Кто теперь будет выполнять эти функции — из проекта закона непонятно. Никакого упоминания об УЦОКО в документе нет. Абзац «Министерство образования Украины является центральным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим руководство в сфере образования», предлагают изъять. Более того, «Министерство образования Украины» намерены заменить словами «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки». Но ведь в Украине нет организации с таким названием! Если авторы проекта имеют в виду, что «специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки» является МОН, то такая замена не имеет никакого смысла. Если же таким органом могут быть другие учреждения, то сразу возникает много вопросов. Или за выполнение этого закона отвечает один уполномоченный орган, или различным учреждениям предоставляют специальные полномочия выполнять отдельные его положения? Кто предоставляет эти полномочия?

Уже есть пример, когда сроки проведения ВНО противоречат срокам подачи сертификатов в приемные комиссии. Вместо того, чтобы немедленно исправить допущенную ошибку и объявить новые сроки, МОН и УЦОКО в течение уже почти трех месяцев в «лучших» традициях нынешней власти успокаивают разнервничавшихся выпускников: «Все нормально, тестирование состоится, сроки будут объявлены в ближайшее время». Вузы, пользуясь изменчивостью и несогласованностью приказов министерства, не торопятся обнародовать правила приема, поэтому будущие абитуриенты до сих пор не знают, оценки по каким именно предметам будут учитываться при вступлении на выбранную ими специальность. А коллегия министерства между тем рассматривает и одобряет концепцию теста для выявления способностей поступающих в вузы Украины, то есть готовит почву для очередных реформ.

Что будут проверять при поступлении в вуз?

В законопроекте указано, что «прием граждан на учебу в высшие учебные заведения независимо от формы собственности и подчинения учебного заведения, уровня аккредитации и источников платы за обучение осуществляется на конкурсной основе в соответствии с уровнем их знаний и умений, определенных на основании внешнего независимого оценивания, и их способностей в случаях, предусмотренных Условиями приема на учебу в высшие учебные заведения Украины, с учетом среднего балла документа государственного образца о полном общем среднем образовании». Это тоже вызывает много вопросов. Способ оценки уровня знаний и умений по конкретным предметам интуитивно понятен, но непонятно, как определяют перечень конкурсных предметов. Сейчас это делают вузы, но «предметом» иногда называют «физику, или химию, или иностранный язык». Но ведь сравнивать знания двух абитуриентов, когда один сдавал физику, а второй — немецкий язык, — абсурдно.

А что понимают под термином «способности»? Абитуриент, безусловно, должен уметь рисовать, чтобы учиться по специальности «архитектура», но можно ли совершенное владение компьютером считать способностями при поступлении на «компьютерные технологии»? Кто определяет способности — учебное заведение или организация, проводящая тестирование? Что означает «учет среднего балла»? По условиям приема, сейчас за аттестат засчитывают до 12 баллов, а за сертификаты — 600. То есть соотношение 1 к 50. В следующем году путем изменения шкалы оценок уполномоченный орган будет иметь право произвольно изменить это соотношение.

Неурегулирован также вопрос зачисления вне конкурса. Уполномоченный орган может по собственному усмотрению добавлять новые категории «одаренных» или путем введения квот ограничить количество мест для лиц, которым льготы предоставлены законом.

Как проводится внешнее оценивание?

Технология проведения ВНО не определена. Неизвестно даже, это тестирование или письменный экзамен. Есть только общие фразы об «объективности внешнего независимого оценивания», «всесторонней оценке уровня знаний и умений лица», «обеспечении квалифицированного конкурсного отбора». Еще недавно уверяли, что все должны писать один вариант, чтобы быть в одинаковых условиях. В этом году уже будет несколько вариантов. А почему не много?

До сих пор считали, что оценить знания по математике без письменных заданий невозможно. Для их проверки привлекали тысячи педагогов. Именно наличием таких заданий объясняли довольно долгий перерыв (до 40 дней!) между тестированием и объявлением результатов. В 2010 году по математике будут только задания в тестовой форме, но сроки проверки сокращать не торопятся.

Нужно обратить внимание также на соотношение открытости и секретности во время подготовки к тестированию. В проекте читаем обтекаемую фразу: «Порядок формирования и использования банка заданий внешнего независимого оценивания, доступ к сведениям такого банка в соответствии с законом определяет специально уполномоченный...» Как конкретно проконтролировать секретность заданий? Какой суд докажет, что, научив «своего» абитуриента находить время, в течение которого камень упадет на землю с высоты 12 метров, сотрудник нарушил закон, ведь среди тестовых заданий есть следующее: «найти время, в течение которого упала груша, если ученик выбросил ее из окна третьего этажа на высоте 12 метров»?

Есть в проекте и конкретные определения. Например, «не могут быть общественными наблюдателями должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, педагогические работники учебных заведений системы общего среднего образования». Удивляет не только то, почему учителей можно привлекать к проведению тестирования, но нельзя допускать в качестве наблюдателей. Интересно, как планируют проверять, что лицо, согласившееся быть наблюдателем, не является учителем? Требовать справки из всех школ региона, что нигде не проводишь уроки с почасовой оплатой?

Когда это все будет известно?

К сожалению, ни «Порядок внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования», ни «Правила проведения внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования» до сих пор не опубликованы. Кто и когда их должен обнародовать, также неизвестно. Как часто и насколько существенно эти документы можно менять? Проект закона устанавливает только один срок: «Перечень учебных предметов и сроки проведения внешнего независимого оценивания определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки не позднее 31 марта года, предшествующего году проведения такого оценивания». Но в этом нет смысла, ведь ученик может готовиться к поступлению, зная не только то, по каким предметам проводится ВНО, но и какие предметы необходимы для выбранной им специальности.

А теперь тестовое задание для Верховной Рады: можно ли считать законом розданный депутатам текст?