UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕКОМ В X ВЕКЕ,

В документе ООН «Повестка дня ХХI века» провозглашено, что для вхождения человечества в новую эру ...

Автор: Михаил Волгин

В документе ООН «Повестка дня ХХI века» провозглашено, что для вхождения человечества в новую эру процветания и справедливости необходимы демократические преобразования на всех уровнях общественных и властных структур.

Информация является первичным непременным условием перехода мирового сообщества в новое качество, когда в силу социального и научно-технического прогресса становится возможным свободное творческое развитие личности.

Эта истина XXI века подтверждается всей историей развития человечества. Исследователи славянской истории признают высокую ценность в жизни общества информационных систем. Именно более совершенные информационные системы, появление которых у славян связывают с именами христианских просветителей Кирилла и Мефодия, во многом предопределили победу христианского мировоззрения у славянских народов и поражение язычества.

Лаконично и четко охарактеризовал значение деятельности великих славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия академик Б.Рыбаков: «Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, отправившись с братом в 863 г. в миссионерское путешествие в Моравию, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературного письменного языка славян - старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов».

Научные исследования как в области древней истории, так и в области эволюционной лингвистики и выросшей из нее науке о знаках - семиотике - в силу известных причин не отличались объективностью и глубиной. Именно поэтому ученые до сих пор разводят руками, когда речь заходит о таинственной славянской азбуке - глаголице.

Вот что писал профессор Московского полиграфического института, автор фундаментального труда «Развитие письменности» Виктор Александрович Истрин: «...Оказывается, что эти древнейшие надписи выполнены были не одной, а двумя графическими разновидностями старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллица» (от имени Кирилл, принятого Константином-философом при его пострижении в монахи); другая же получила название «глаголица» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). Наличие таких двух графических разновидностей славянского письма до сих пор вызывает большие споры среди ученых. Ведь согласно единодушному свидетельству всех летописных и документальных источников Константин-философ перед отъездом в Моравию разработал какую-то одну славянскую азбуку. Откуда же, как и когда появилась вторая азбука?..» Ученые так и не смогли ответить не только на поставленный вопрос, но и разгадать тайну происхождения оригинальной формы букв глаголицы.

В настоящее время относительно глаголицы наибольшее распространение получили три гипотезы. Одна из них была развита еще в 1881 г. И.Тэйлором. Согласно этой гипотезе, глаголица выводилась из византийской скорописи IX в. Гипотезу эту подверг критике

И.Срезневский, в советский период недостатки этой гипотезы разобраны в работах Е.Карского и др.

Согласно второй гипотезе, выдвинутой Н.Дурново, глаголицу следует понимать как разновидность кириллицы. Только кириллица предназначалась в основном для высекания на камне, а глаголица - для скорописи на пергаменте. Эта гипотеза не выдержала критики.

Третья гипотеза болгарского ученого Е.Георгиева не более вероятна, чем предыдущие. По Е.Георгиеву, индивидуальные творцы глаголицы использовали в качестве основы для своего творчества измененную и усложненную ими кириллицу.

Исследователи славянской письменности, стоящие на основе христианского мировоззрения, недалеко ушли от атеистов. Например, К.Титаренко утверждает, что в алфавитах не было никакой экономической потребности: «Алфавиты были применены для ознакомления с религиозно-духовной литературой, и никакой экономической потребности в них не было».

Будучи историком и увлеченным исследователем, автор этих строк выдвинул новую научную гипотезу, которая может пролить свет на происхождение некоторых знаков глаголицы и кириллицы.

Азбуки глаголица и кириллица появились на славянских землях в IX веке в результате экспансии ослабленной арабским нашествием Римской империи. Византийский император Михаил и папа римский Николай решили укрепить свои отощавшие «вотчины» за счет славянских земель. Для этой цели они стали поддерживать славянских князей, олицетворявших светскую власть, в их борьбе против языческого духовенства. Борьба между духовной и светской властью прослеживается у всех народов как в древних, так и в новых цивилизациях. Не избежали борьбы за власть и наши предки-язычники.

Византийский император оказал всестороннюю поддержку славянским князьям, отказавшимся от веры своих предков и начавшим борьбу с волхвами, которые поклонялись Роду - верховному богу древних славян. Вслед за миссионерами, которые принесли новое мировоззрение - христианство, азбуку, письменность, более усовершенствованные средства коммуникации и связи, в славянские земли хлынули купцы, военные специалисты, монахи - строители церквей, банкиры и чеканщики монет.

Христианские церкви в славянских землях в Х-ХII вв. были не только центрами духовной культуры и экономической жизни, но и мощными фортификационными сооружениями, что определялось длительной борьбой с язычеством. Принятие христианства в качестве государственной идеологии в конце Х века киевским князем Владимиром означало победу над язычеством. Одним из средств, обеспечивших победу христианству, была славянская азбука-глаголица.

Ни один исследователь славянской письменности не обратил внимания на тот факт, что в названии «Глаголица» содержится большая часть ответа на назначение и происхождение этой загадочной азбуки.

На чешском языке - hlahol - означает «гомон», а - hlaholiti - толкуется как «звучать». Название азбуки указывает на ее назначение - передавать звуки, звучать. Отсюда следует, что Кирилл и Мефодий разработали две коммуникационные системы связи: одну - звуковую для передачи звуков по воздуху при помощи колоколов, располагавшихся на церковных колокольнях, и другую - графическую, известную нам как кириллица, которая лежит в основе современной славянской азбуки.

Звуковая система связи имеет такую же древнюю историю, как и графическая. Все системы связи рождаются путем перекодирования речи, которая сама является продуктом естественного разговорного языка. Что же касается средств, использующихся для трансляции языковых сообщений в пространстве и во времени, то и выбор определяется в каждом частном случае особенностями данной национальной культуры и теми техническими возможностями, которыми такая культура располагает.

Славянские князья в борьбе с язычеством использовали такое новшество, как колокольни и колокола. По сути колокольни церквей служили «сотовыми телефонами». От великого князя к подданным во все концы княжеской земли по воздуху неслась, подобно всезнающей сороке, звуковая информация. О наличии у славян колокольной азбуки косвенно свидетельствуют народные поговорки, например: «сорока на хвосте принесла». Эта неуловимая носительница информации была славянской звуковой азбукой - глаголицей, состоявшей из сорока знаков.

Известное выражение «кто тебя за язык дергал» в своей основе раскрывает способ передачи информации в Х-XI веках, т.е. дергание колоколов за язык.

Летописи сообщают, что во время военных действий захватчики у колоколов вырывали языки.

Комбинация колокольных звуков означала не только буквы, но целые предложения, слова и числительные. Именно потому, что глаголица была звуковой азбукой, начертание некоторых ее знаков не имело аналогов в алфавитах мира, предназначенных для передачи письменной информации.

Например, в графических изображениях знаков глаголицы:

В - Веди (знать),

Л - Люди (подданные),

М - мыслите (в значении быть внимательным, в основе понятия лежит прием из ручного ткачества узоров на ковре),

- условное обозначение колокола.

Легко угадывается способ производства звуков, который использовали звонари, так как большинство из них страдало профессиональной болезнью - глухотой. Звон двух расположенных вверху колоколов передавал слово «веди». Звон верхнего и нижнего колоколов означал - «люди». Удары в два верхних больших колокола и в два малых нижних передавали слово «мыслите».

Кирилл и Мефодий создали свою звуковую азбуку для славян не на пустом месте, а использовали традиционную, существовавшую у славян с незапамятных времен звуковую систему информации - передачу информации свистом и криком.

На наличие такой системы информации указывают русские сказки, былины и древняя нотная грамота - «крикавина», больше известная как «крюковина». В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» мы находим подтверждение гипотезы о существовании у древних славян звуковой системы информации, основанной на «свирестанье» - сильном свисте и оранье - сильном «зверином» крике.

Именно эту звуковую систему наши предки называли «резами» или «ресами». Отсюда - резкий звук, т.е. сильный, пронзительный, звучный:

«Ай же, старыя казак ты Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистеть ты Соловью да й

по-соловьему, прикажи-тко закричать да

по-звериному...

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались от его посвисту соловьего...»

Былина повествует о печальном конце языческой цивилизации в Киевской Руси и победе христианства. Однако симпатии народа - творца былин - остались на стороне Соловья-разбойника:

«А тут Соловью ему и славу поют,

А й славу поют ему век по веку».

Свист как способ передачи смысловой информации у славянских народов, также как и передача звуков при помощи крика, била, литавр, бубнов, колоколов и огня, ждет своих будущих исследователей.

Чтобы написанное о свисте и крике не показалось читателю выдумкой автора, сошлюсь на исследования американского лингвиста Дж.Коуэна, изучавшего быт коренных жителей Мексики - индейцев трибы мазатеко.

«Индейцы мазатеко имитируют тональный и ритмический рисунок своей обычной речи с помощью свистов четырех разных тональностей... мужчины пользуются свистовым языком или для передачи сообщений на большие расстояния, когда обычная речь не может быть услышана, или же в присутствии постороннего, если тот не знает языка свистов и не должен понять, о чем говорят хозяева».

Украинские казаки в XV-XVI ст. наряду с графическим письмом продолжали использовать только им известную систему звуковой информации.

Подводя итог, можем сделать вывод, что в основе некоторых знаков глаголицы действительно лежит древняя система звуковой информации и что загадочные дохристианские славянские «резы» следует искать в древней славянской нотной грамоте-криковине, в которой слово «резы» означало звуки, а не в алфавитах, предназначенных для письма.

Не менее загадочные «черты» затерялись в системе световой сигнализации, так как в основе древнерусского слова «черты» находится санскритский корень «car» гореть, светить.

Некоторые графические знаки глаголицы и кириллицы содержат изображения основных узлов фортификационных сооружений, которыми вне всякого сомнения были христианские храмы Руси.

Начертание этих строительных знаков, попавших в алфавит, уходит своими корнями как в Древний Египет, так и в более раннее время - Грецию и Рим.

Буквы кириллицы «юс большой» и «юс большой йотированный» похожи своими очертаниями на египетский иероглиф «опахало»,

- «опахало»

- «юс большой»,

а деталь «юс большого йотированного» в виде опрокинутой пирамидки в архитектуре называлась «тирькой» и подвешивалась на скрытом в кладке стержне и служила опорой для арки.

Достаточно посмотреть на элементы церковной арочной архитектуры, и аналогия «юс большого йотированного» с условными архитектурными обозначениями рождается сама по себе.

- «юс большой йотированный»,

где а - условное обозначение стены;

б - стержень;

в - опрокинутая пирамидка;

г - арка.

Архитектурный словарь поможет раскрыть нам также тайну буквы «к», которая обозначается в глаголице знаком .

В фортификационных сооружениях этот знак является условным обозначением «выкуша» - вогнутого облома, предназначенного для защиты «мертвых полей». Таким образом в основе рождения графического изображения буквы «к» глаголицы лежит строительная практика защитных сооружений.

С развитием архитектуры вокруг центра поселений начинает сооружаться стенная оборона, и в строительном словаре появляется ее условное обозначение - , а в глаголице мы находим близнеца в начертаниях буквы «» - «».

В глаголице, как и в кириллице, буквы означали также и слова, а несколько букв в алфавите - оформленное по смыслу предложение.

Например:

Б - буки, буквы

Г - глагол, озвучивай

Д - добро, старательно

Исходя из вышеизложенной закономерности я предполагаю что вышедшие из употребления знаки кириллицы:

«кси» - «пси»-

«фита» - и «ижица» -

также означали слова и завершающую азбуку предложение. В старославянском языке слово «кс» - кислый - передавало понятие «поганый».

Слово «ПС» означало защита.

Буква «фита» указывала на строительный материал - дерево, а «ижица» не что иное, как частокол из заостренных бревен вокруг городища.

Если принять гипотезу, что в основе происхождения некоторых букв глаголицы и кириллицы было строительство, т.к. обучение строителей было сосредоточено в монастырях, а в Х-ХII вв. никаких других строителей, кроме монахов, почти не было, то последние слова алфавита указывали на плохое качество деревянных укреплений.

С развитием каменного зодчества деревянные оборонительные сооружения в христианских славянских центрах исчезли.

Язык народа, который неизменно отражает всю гамму общественных отношений, последовал вперед, а буквы «кси» «пси», «фита» и «ижица» умерли своей естественной смертью, оставив потомкам тайну своего происхождения.

В заключение отмечу, что предложенные в статье гипотезы не противоречат закону информационного единства пространства и времени. Единый информационный мир состоит не только из Космоса, Земли, природы, но и общества. Носителями высшей формы информации - ноосферно-социальной информации - являются люди. Эту истину подтверждает не только ХХ, но и Х век, насыщенный драматическими событиями борьбы нового христианского мировоззрения со старым - язычеством.