Выполнение инновационных проектов позволило технопаркам за период 2000—2007 гг. создать стабильные производства инновационной продукции, которые и по окончании срока действия специального режима продолжают наращивать объемы и перечисления в бюджет.
Годовой выпуск инновационной продукции по проектам технопарка возрос в 16,7 раза (с 0,18 млрд. грн. в 2001 г. до 3 млрд. грн. в 2007-м). В общем за этот период было реализовано 11,4 млрд. грн. инновационной продукции (более 14% за рубеж).
Технопарки стали реальным источником наполнения бюджета. За время их существования перечисления в бюджеты и целевые фонды достигли 839 млн. грн., что значительно превышает все виды государственной поддержки за этот период (477 млн. грн.). Бюджетный баланс деятельности технопарков (разница отчислений в бюджет и всех видов господдержки) составлял +362 млн. грн. Обеспечен также положительный внешнеторговый баланс (+396 млн. грн.).
Электросварочные приборы Симферопольского электросварочного завода завоевывают международные рынки |
Сегодня пафосные разговоры на еще одном форуме, семинаре или конференции о создании национальной инновационной системы обычно заканчиваются еще одной рюмкой на фуршете. Дальше дело не идет. Конечно, мне (в который раз!) возразят, мол, на самом деле в этой области события развиваются довольно оптимистично.
Но обратимся в выводам экспертов, попытавшихся непредвзято проанализировать плачевное состояние украинской инновационной политики. На очередном заседании Общественного совета руководителей технопарков Украины его участники пришли к неутешительному выводу: «На сегодняшний день технопарки являются единственной, реально действующей в Украине формой инновационной деятельности. Разговоры о создании в стране национальной инновационной системы по-прежнему остаются только разговорами.
Еще больше приходится сожалеть, что вследствие внесения изменений в законодательство (полного изъятия из него каких-либо средств государственной поддержки инновационной деятельности), а также в результате широкой кампании вытеснения технопарков из экономической и общественной жизни страны условия их деятельности были резко ухудшены. В течение 2005, 2006-го и практически всего 2007 года не было принято ни одного нового проекта технопарков.
В марте 2006-го экономические статьи в законе о технопарках были частично восстановлены, но их практическое выполнение не обеспечено. Более того, блокирование деятельности технопарков стало нормой.
Финансирование инновационной деятельности госинвестициями Украины, предусмотренное бюджетом 2007 года, было использовано преимущественно на финансирование обычных инвестиционных проектов. В технопарки дошло только 3% выделенных сумм. Не решены эти вопросы и в бюджете 2008 года.
Руководство промышленных предприятий, умудренное опытом необоснованных претензий фискальных и правоохранительных органов к участникам технопарков, имея богатый инновационный потенциал, побаивается подавать проекты на регистрацию, выжидает, когда разумные и правильные положения программы «Украинский прорыв» превратятся в такие же разумные и правильные действия правительства, министерств и ведомств».
Общественный совет в сложной ситуации ведет себя весьма учтиво и тщательно подбирает слова, чтобы, не дай бог, не обидеть ответственных за такие «инновации» в нашей стране. Ведь иначе ему бы пришлось разоблачить ужасные уголовные вещи. Впрочем, проанализировав ситуацию, Общественный совет склонен полностью поддержать мнение комитета по национальной безопасности и обороны, комитета по науке и образованию Верховной Рады о том, что «негативные явления в инновационной сфере приобретают необратимый характер и представляют угрозу технологической и экономической безопасности Украины, что требует принятия срочных меры со стороны как высшего политического руководства страны, так и органов исполнительной власти на всех уровнях»...