UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ СТАРТ В БИОИНДУСТРИЮ XXI ВЕКА

Специалисты из жюри биологического конкурса «БиоРегио» демонстрировали полное единогласие. Пред...

Автор: Торвальд Эве

Специалисты из жюри биологического конкурса «БиоРегио» демонстрировали полное единогласие. Председатель жюри профессор Карл Молитор сказал: «Все ждут, что биомедицина будет играть ведущую роль в будущем применении биотехнологий».

Биомедицина как основное направление биологической промышленности в XXI веке - это близко к правде. Ведь уже сегодня три из десяти эффективно действующих фармацевтических препаратов, наиболее распространенных в мире, происходят из арсенала биотехнологий - из культур живых клеток.

Эритропоетин: инъекции этого стимулирующего рост красных кровяных телец препарата дают возможность людям с почечными заболеваниями избежать постоянного переливания крови. Годовой оборот в мире - 3,2 миллиарда марок. Вещество производят из генотехнически измененных культур клеток хомяков фирмы «Амген» и «Орто».

Инсулин человеческого происхождения: больным диабетом жизненно необходимо искусственное введение инсулина. Многие врачи предпочитают выписывать своим пациентам не инсулин из животной поджелудочной железы, а «человеческий» инсулин, изготовленный с помощью так называемых бактерий

«E.-coli». Мировой годовой оборот около 2,9 млн марок. Производители - фармацевтические фирмы «Eli Lilly», «Novo Nordisk».

Интерфероны: это группа веществ, содержащихся в организме и входящих в состав медикаментов против некоторых форм рака. Их также получают с помощью генотехнически видоизмененных бактерий «E.-coli». Такие препараты пекутся о наполнении касс фирм «Hofmann-La Roche», «Sumitomo» (ежегодный оборот - около 2,6 млрд марок).

Фармацевты предлагают все больше: кровяные тельца и тканевые гормоны, антитела и вакцины. В 1996 году 167 из 1287 американских биотехнологических фирм (в Европе - 716) проводили клинические испытания почти 700 видов продуктов - такую цифру называет «Биотех-97», журнал консультационного предприятия «Ernst & Young LLP». Еще никогда эта отрасль не работала так мощно.

Конечно, несмотря на существование этих троих «гигантов» - групп медикаментов, приносящих отрасли свыше миллиарда американских долларов годового оборота, - рынок биотехнологий сравнительно ограничен. За 1995 год - более новых данных у нас, к сожалению, нет - Союз исследователей и производителей медикаментов называет объем общего фармацевтического производства Европы, Японии и США в размере 357 млрд. марок. Из них 5,5% (т.е. 20 млрд. марок) - медикаменты, изготовленные генотехническим способом.

Однако это лишь начало. Той точности, с которой полученные гено- или биотехническим методом препараты приспосабливаются к целевым структурам в тканях, невозможно достичь традиционными химическими способами. Таким образом, считается, что в течение следующего десятилетия 20-25% всех новых медикаментов будут производить биотехническим способом. Ожидаемый оборот - 50 млрд. марок.

Не хотелось бы оставаться в стороне. Немецкая национальная экономика переживает стремительный старт в биологическую индустрию XXI века, хотя и с некоторым опозданием. В 2000 году, по подсчетам Института научных прогнозов, Германия достигнет желаемой 8,2-процентной доли рынка сбыта мирового производства. Однако производится в Германии лишь 3,5% продукции. Как минимум половина препаратов поступает из Америки.

Американская патентная служба последовательно проводит политику «отсекания». Соединенные Штаты ни в коем случае не желают уступать первенство в области биотехнологий. Это - не просто экономический недочет европейцев. Скрытый в биомедицине XXI века потенциал значительно больше, чем то, о чем говорится в спорах вокруг генной терапии. Но Европа почувствует это лишь в пассивной роли рынка сбыта.

Человек наследует не менее 50 тысяч генов. Начатый в 1987 году проект «Генетика человека» - сегодня самый большой биологический проект, в ходе которого проведут полную регистрацию и идентификацию генов. Этот американский правительственный проект по предварительным планам должен был продолжаться 15 лет. Теперь говорится о том, чтобы завершить его до 2005 года. Стоимость исследований оценена в три миллиарда марок.

Частные инвесторы уже давно занялись систематическим просветительством в вопросах генных технологий. В основном пропаганду проводит американский Институт генных исследований (Inst. For Genomic Research) в Роквилле, Мериленд. Это учреждение, как и многие другие фирмы, привлекают прежде всего большие прибыли. Ведь одним из лейтмотивов будущего называют «геномикс» - индивидуализированный анализ больных генов и генетически обусловленных индивидуальных особенностей. «С тех пор как существует «геномикс», мы можем распознавать молекулярные причины болезни с перспективой возможности добиться прекращения ее прогрессирования», - так сказал доктор Алан Дж. Уэлтон, работник фирмы «Oxford Bioscience Partners».

В этом - очевидны рыночные шансы. Так кто же из пациентов откажется от полного комплекса услуг вместе с индивидуальным анализом риска? Это могло бы называться так: «Ваша личная программа здоровой жизни - с медикаментами, советами относительно питания и поведения для предупреждения индивидуального риска заболевания».

Группа фирм, разрабатывающая программы «геномикс», формируется уже с конца 80-х годов. В дальнейшей перспективе из них возникнет новая, сориентированная на генные технологии, индустриализированная медицина. Будут определяться не только унаследованные причины болезней. Процесс лечения также будет приспосабливаться к конкретному человеку. В то же время это означает, что тот, кто возражает против знания своего генетически заложенного риска, будет вынужден уступить общественному влиянию - то ли страховому агенту, то ли работодателю, то ли тестям или свекрам. Ведь о «проблемах со здоровьем» можно будет узнать заблаговременно и сделать все возможное, чтобы избежать заболевания. В промышленных странах наблюдается старение населения. Поскольку старшие люди в будущем будут иметь достаточно денег, то они будут претендовать на применение более эффективных медицинских средств: пересадку плохо функционирующих органов, замену костей, освежение мозга.

За этим не обязательно должен стоять какой-то шик или стремление оставаться молодым. В эпоху уединения у старшего человека мало шансов удержать связь с окружающими, если ему недостает духовной или физической мобильности. Если же он требует ухода, то ему приходится заканчивать жизнь в доме престарелых. Каждый знает об этом и боится такой перспективы.

«Люди должны быть готовы вкладывать значительные суммы для надежды на старость без болезней, - считает Гассен. - Рынок будущего будет ориентироваться на богатых частных пациентов, могущих выдавать огромные суммы на еще не проверенные экспериментальные методы и препараты биомедицины, в окружении многочисленных частных клиник и медицинских консультантов».

Уже сегодня меню наличных биологически активных веществ довольно обширное. «До сих пор у нас не было такого количества веществ, стимулирующих рост и деление клеток, как ныне, благодаря генным технологиям, - говорит Гассен. - Наши знания о делении и дифференциации клеток также расширяются чрезвычайно быстро». Деление и дифференциация клеток играют важную роль не только при заболеваниях раком, но и в процессе старения.

Под «зелеными технологиями» понимают совокупность биотехнических средств борьбы с вредителями и производство трансгенных (генотехнически видоизмененных) растений. И в этой области биотехнологии ситуация существенно изменилась. В ходе проведенных 6000 - 10000 (в зависимости от того, каким образом их считать) полевых исследований фирмы и исследовательские институты испытали свыше 50 видов растений, в которые заложили новый наследственный код: для повышения их сопротивляемости заболеваниям и гербицидам, стойкости к жаре, холоду и засухе, улучшения спектра содержания жирных кислот и аминокислот.

В Германии все еще колеблются. Никола Арндт и Йоахим Шиманн из Федерального биологического учреждения сельского и лесного хозяйства подвели баланс за 1996 год: из 33 запланированных здесь полевых посадок сахарной свеклы, картофеля, рапса, кукурузы, табака и петунии 19 было повреждено, а девять - полностью уничтожено противниками генных технологий.

Эта маленькая война ничего не изменяет в глобальных направлениях. Правда, абсолютные цифры довольно незначительны: на 1997 год Институт научных прогнозов предполагает 113 миллионов марок оборота от трансгенного посевного материала в Европе, а на 2000 год - 206 миллионов марок. Экономически важнейшими культурами генотехнического улучшения семян выступают кукуруза и соя: в Юго-Восточной и Восточной Азии возрастает спрос на мясо, а поэтому и на корм для животных. В 1996 году в мире было всего собрано 127 миллионов тонн урожая соевых бобов, половина - на фермах США.

Перспектива ясна: за одно-два десятилетия из 29 самых распространенных в мире растений 80% будут генотехнически изменены. В стремлении повысить урожайность путем современных биотехнологий Ганс-Гюнтер Гассен не видит причин для возмущения. Наоборот, Гассен считает необходимым, «чтобы производство продуктов питания на 10% превышало уровень потребления». От считает даже более моральным инвестирование в биотехнологии выращивания растений, чем в биомедицину: «Лишь тогда, когда люди в бедных странах не будут вынуждены тратить весь свой доход на питание, они смогут сделать что-то для образования своих детей и помочь им выбраться из заколдованного круга бедности».

Журнал «Deutschland»