Слухи о смерти украинской науки и о полном коллапсе машиностроительной промышленности весьма преувеличены. Во всяком случае в этом каждый сомневающийся может лично убедиться на электромашиностроительном заводе («Сэлма») в Симферополе, где сегодня производятся различные виды современнейшего сварочного оборудования. Около 70 процентов его продукции поставляется на внешний рынок.
Может, вы спросите: как смогло машиностроительное предприятие развиться во время трудного перехода на рыночные условия? В Украине еще живы воспоминания о том, как академик Б.Патон, начиная с 80-х годов, агитировал своих коллег организовывать у себя научно-инженерные центры. Борис Евгеньевич, пожалуй, первым в Академии наук понял простую вещь — наука сохранит свое лидирующее положение в обществе только в одном случае: если научится быстро внедрять свои лучшие достижения в практику. Именно он начал убеждать всех в необходимости развивать при академических институтах эффективную внедренческую цепочку: от фундаментальной идеи к технической разработке и далее — к опытному образцу, чтобы затем предложить его промышленности.
Однако тогда эти усилия «широкими академическими массами» (будем откровенны) воспринимались весьма скептически — щедрое государственное финансирование любых разработок, якобы работающих «на оборонку», позволяло, особенно не напрягаясь, жить сравнительно безбедно. Лишь несколько академических институтов решились работать в плотной связке с промышленностью. Плодотворность такого пути подтвердила жизнь.
К примеру, сегодня продукция завода «Сэлма» — десятки видов различных изделий — экспортируется в Швецию, Сингапур, Вьетнам, Египет, Турцию, Иорданию и другие страны. Конечно, львиная доля экспорта приходится на страны СНГ и особенно на Россию. Ведущие российские предприятия предпочитают иметь дело с украинской «Сэлмой», где и качество европейское, и достойный дизайн, и, кроме того, здесь прекрасно понимают восточноевропейского заказчика со всеми его проблемами и еще не преодоленными бедами.
На симферопольском заводе внимательно следят и за тем, как и куда идет их продукция. Они живо реагируют на всякие изменения в спросе. К примеру, однажды их постоянный заказчик начал покупать продукцию у конкурентов. И это в то время, когда на заводе выпустили новый, гораздо более эффективный аппарат. Что делать? Ждать следующей выставки, чтобы продемонстрировать все преимущества новой модели?..
На заводе приняли другое решение — к потребителю отправили микроавтобус с новым аппаратом и специалистом, который мог объяснить и продемонстрировать все преимущества новинки. Судьба поставок нового аппарата тут же была решена…
Удивительным образом переплелась судьба мощного академического института в Киеве и удаленного от столицы завода в Симферополе.
«Чтобы сделать следующий шаг, который позволил бы существенно обогнать мировых лидеров, — считает генеральный директор завода Георгий Павленко, — нужны действительно прорывные идеи. Без фундаментальной науки нам этого не достичь. Если бы Институт электросварки им. Е.Патона НАНУ разработал новые принципы, к примеру, такого же уровня, как сварка под флюсом, мы бы сделали машину, у которой не было бы конкурентов в мире».
Удивительный зигзаг развития: если в прошлом научные учреждения были своеобразными двигателями прогресса, то в новых условиях роли меняются — прогрессивное предприятие неожиданно становится заказчиком передовой науки и мощно подталкивает инновационный процесс в научном институте.