UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЦИОЛОГИЯ — «УЛИЦА БЕЗЪЯЗЫКАЯ»?..

Проблемам социологического образования были посвящены последние, пятые по счету Харьковские социологические чтения...

Автор: Валентина Гаташ

Проблемам социологического образования были посвящены последние, пятые по счету Харьковские социологические чтения. Они были организованы региональным отделением социологической ассоциации Украины и социологическим факультетом ХНУ при поддержке фонда «Відродження». По сути, эти чтения являются сейчас единственным крупным научным форумом социологов Украины. В нынешнем году в них участвовали все ведущие центры социологической науки и образования нашей страны: Институт социологии НАНУ, Украинский институт социальных исследований, Киевский национальный университет, преподаватели из Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Луганска, Симферополя, Херсона, Львова. По сложившейся традиции активное участие в чтениях приняли специалисты России и Белоруссии, что придало им статус международных.

СОЦИОЛОГИЯ СЧИТАЛАСЬ ПРИСЛУЖНИЦЕЙ

...«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — эта иронически назидательная пословица известна всем. Если применить ее к социологии, то можно сказать, что «рожа», то есть, извините, общество, у нас есть. А вот «зеркала», то есть науки, которая отобразила бы во всей полноте его черты, пока и нет. Разве что кой-какие фрагменты — кусочек носа, часть подбородка да морщины на лбу. Попробуйте-ка восстановить по ним целостный облик... Тем более что он нынче так быстро меняется!

Но нам, украинцам, сейчас так важно знать, что мы, собственно, из себя представляем? Как трансформируются под натиском перемен наши черты, скроенные при социализме? И вообще, какое общество мы построить хотим, а какое сооружаем на самом деле? Может быть, в силу менталитета мы при всем желании не сможем следовать самым прекрасным демократическим образцам?

Конечно, представители власти, аналитики, журналисты в меру своих сил пытаются ответить на эти вопросы, но объективизировать знания об обществе может все-таки только наука об обществе. Однако, по подсчетам Института проблем регистрации информации (Киев), вклад украинских социологов в мировую базу научных данных составляет нынче всего 0,04—0,02%. Это на два порядка меньше, чем, к примеру, вклад физиков. То есть попросту говоря, он исчезающе мал. Вина ли это самих специалистов? Нет, конечно. Отставание от мирового уровня — наша общая беда.

В недавнем прошлом социология была запрещена в качестве презренной буржуазной прислужницы. Истиной в последней инстанции был четко отмеренный коктейль из истмата, диамата, политэкономии и научного коммунизма. Социология была реабилитирована, и то отчасти, только при Хрущеве, после XX съезда КПСС. В сущности, ее история не менее драматична, чем история, к примеру, генетики, просто знаем мы об этом гораздо меньше. Известно ли вам, что в разные годы существования страны советов ее покинули и по своей, и не по своей воле немало прекрасных специалистов? Начиная с ученого мировой величины Питирима Сорокина, который впоследствии стал первым президентом Социологической ассоциации США, и кончая Владимиром Шляпентохом, автором блестящего учебника «Социология для всех», который и поныне успешно работает на Западе. А сколько погибло ученых в сталинских лагерях — вообще неизвестно.

В результате «имеем то, что имеем». В Украине есть только один чисто социологический факультет — в Харьковском национальном университете. Даже в Киеве социологов готовят вместе с психологами. Еще в некоторых крупных вузах страны существуют социологические отделения. Совокупный ежегодный выпуск социологов составляет по стране очень скромную цифру, примерно 200 человек. Для сравнения — в США социологов по разным отраслям этой науки готовят сейчас около 200 университетов?

Почему именно Харьков? Здесь в период хрущевской «оттепели» была создана одна из первых в стране социологических лабораторий. Правда, впоследствии, с наступлением «заморозков», она была вынуждена не один год прятаться под вывеской университетского вычислительного центра, но тем не менее сохранила и даже нарастила свой научный потенциал. Поэтому в 1988 году, когда двенадцати вузам СССР было наконец-то разрешено начать социологическое образование, харьковчане сумели организовать факультет даже раньше москвичей.

Так что первые наши отечественные специалисты — это мигранты из других наук, истинные энтузиасты своего дела. Доктор наук, заведующая кафедрой социологии Харьковского университета Елена Якуба, как и доктор наук, его нынешний ректор Виль Бакиров — по образованию юристы. Профессор Ида Ковалева — философ. Есть и математики, и филологи, и экономисты. Базовым образованием могут похвалиться только социологи последнего поколения.

ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН

К сегодняшнему дню мировая социология прошла длинный путь. Нынешний этап — это этап глобализации этой науки, интеграции множества различных социологических школ. Сейчас социология, как говорят ученые, имеет многопарадигмальный характер. Другими словами, в ней равноправно сосуществуют модели, по-разному объясняющие закономерности общественного развития. Общество — один из самых сложных научных объектов, и неудивительно, что единой теории пока нет.

В эти научные реалии украинским обществоведам приходится встраиваться, что называется, на ходу. Одновременно осваивать уже накопленные миром знания, создавать собственные научные теории и учить молодых. Конечно, это не легко. По выражению участницы чтений, известного российского социолога Татьяны Заславской, изучать «тектонические» социальные сдвиги в реальном времени изнутри меняющегося общества объективно трудно. Особенно если учесть, что наши страны находятся в ситуации кризиса науки вообще и неразвитости общественных наук в частности. Ученым, например, пока не удалось преодолеть острый методологический кризис, который возник в результате преодоления идеологической монополии марксизма. Не оправдались надежды, что к нашей действительности можно применить теории, разработанные для исследования других социумов. По сути дела, до сих пор так и не сформирован общепризнанный научный язык, с помощью которого можно было бы описать те бурные катаклизмы, которые нынче сотрясают наше общество.

Татьяна Заславская даже сравнила положение социологии в странах СНГ с улицей, которая, по выражению поэта, «корчится безъязыкая», потому что ей нечем «кричать и разговаривать».

На эту ситуацию накладывается неуверенность в своем будущем мировой классической высшей школы вообще. Да, XX век был великим для института высшего образования как такового. За этот период увеличились размеры вузов, выросла численность студентов и преподавателей, расширился круг специальностей. Миссия высшей школы стала весьма значительной. Однако специалисты прогнозируют, что в следующем столетии в этой сфере нас ждут коренные изменения. В докладе харьковского социолога Алексея Навроцкого были названы те силы, которые формируют облик высшего образования сегодня.

Во-первых, это факт окончания «холодной войны». Эта эпоха характеризовалась преимущественным финансированием тех научных исследований, которые были связаны с ВПК. В обоих лагерях академическая культура, системы вознаграждения и определения эффективности работы были сформированы под воздействием требований политического противостояния. Ныне оно позади, и многие государства, Украина в том числе, столкнулись с новым видом дефицита. Дефицитом национальной идеи, которая могла бы объединить для созидания все слои общества, включая высшую школу.

Во-вторых, в мире происходит фундаментальная трансформация рыночных механизмов хозяйствования. Она лишила образованных людей привычной уверенности в своей востребованности на рынке труда. Нынче повсюду в первую очередь вознаграждаются не знания как таковые, а гибкость, адаптивность, эффективность и быстрота реакции. Качества, необходимые для успешной конкуренции. Соответственно, в обществе превалируют ожидания, что перечисленные качества будут проявлять и высшие учебные заведения.

И в-третьих, это коммуникационная революция. Как известно, четверть сотрудников корпорации IBM вообще не имеют фиксированного рабочего места в офисе. Они трудятся везде, где бы ни находились, поддерживая связь при помощи коммуникационных технологий. Медики, архитекторы, конструкторы, летчики, представители десятков других профессий все в большей мере работают и обучаются в виртуальной реальности. Научные и вузовские библиотеки перебираются в Интернет. Уже сейчас здесь функционирует около 30 виртуальных университетов. Их количество растет с каждым днем.

Что ожидает общество от высшей школы в новом тысячелетии? Как будут дифференцироваться «победители» и «побежденные» завтра? Какова будет формула успеха для «профи» через десять-двадцать лет? Перед лицом нового тысячелетия стоит и Украина. Хватит ли нашему народу коллективной воли и ресурсного потенциала, чтобы расширить доступ к высшему образованию и улучшить его качество?

Ответа нет. Во всяком случае, нынешний уровень финансирования высшего образования оптимизма не внушает. Многие социологи даже считают, что рост расходов на высшее образование в Украине сдерживается искусственно. Несформировавшееся общественное мнение ситуацию пока переломить не может.

ДОГОНЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ?

Далеко не блестяще обстоят дела и у социологов, хотя в последнее время в Украине и начинает складываться многоуровневая структура преподавания социологии. Начальный уровень — школы, техникумы. Основной — неспециализированные вузы, то есть технические, медицинские, сельскохозяйственные и другие высшие учебные заведения. И повышенный — профильные факультеты, отделения и курсы повышения квалификации.

Проблемы есть везде. Одна из самых тревожных сложилась на начальном уровне. Из-за нехватки специалистов предусмотренный программой среднего образования предмет «Человек и мир» читается сегодня лишь в редких школах. Семнадцатилетние граждане с аттестатом зрелости выходят во взрослую жизнь, не получив понятия ни о структуре общества, в котором они живут, ни о закономерностях его существования, ни о себе как его неотъемлемой частице! Формирование жизненных позиций и мировоззрения новых поколений отдано во власть стихии. Доходит до абсурда. Абитуриенты социологического факультета, которые при поступлении должны сдавать профилирующий экзамен, вынуждены изучать этот предмет самостоятельно!

В то же время специалисты отмечают явную вспышку интереса к социологии в непрофильных вузах, в частности в технических. Студенты хотят понять, что происходит в окружающем их мире и как они могут в него включиться. Они хотят строить жизнь и профессиональную карьеру осмысленно. Они хотят добиться жизненного успеха. По-видимому, можно говорить о ярко выраженном феномене — наука об обществе востребована молодежью.

Этот феномен еще не вполне осознан высшей школой. Преподавание гуманитарных дисциплин по-прежнему считается в технических вузах второстепенным делом. Так, курс социологии на инженерно-менеджерском факультете Харьковского аэрокосмического университета составляет всего 36 часов. А существовавшая здесь ранее группа социологических исследований расформирована. Поскольку такое положение дел характерно и для многих других высших учебных заведений Украины, говорить о достаточном влиянии социологии на жизнедеятельность молодых «профи» пока не приходится.

Новые задачи стоят и перед социологическими факультетами и отделениями. Прежде всего — подготовка магистров. По мнению профессора Елены Якубы, специалисты такого уровня должны в полном объеме владеть современной методологической культурой. Они должны быть готовыми к исследовательской и педагогической деятельности в научных центрах и вузах IV уровня, к сотрудничеству со специалистами других стран. Именно они будут формировать зеркало для общества.

Правда, решение этой насущной задачи тормозится скудостью профессиональных библиотек, ограниченным доступом к современным дискуссиям и научным исследованиям. Как справедливо заметила харьковчанка Ольга Куценко, наши специалисты знают только то, что изобретают сами, либо то, что содержится в весьма ограниченном количестве опубликованных переводов отдельных работ, по поводу которых уже наступило дискуссионное затишье. В результате социологические поиски сужаются, обрекая специалистов на «догоняющее развитие».

В связи с этим большой интерес у преподавателей социологии вызывают богатейшие социологические ресурсы Интернета. В Сети сейчас действует более двадцати перманентных электронных научных форумов для обсуждения социологических проблем. Здесь есть многочисленные сайты университетов, социологических журналов и издательств всего мира. Здесь хранятся целые учебные курсы и справочники по социологии. Приобщение социологов — и преподавателей, и студентов — к Интернету могло бы сыграть огромную роль в их профессиональном становлении.

НАДЕЖДЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...

Как показывают исследования наших социологов, работники науки и образования в Украине относятся к категории «новых бедных». Западные же социологи образование в развитом демократическом обществе считают «потенциальным капиталом». Как говорится, без комментариев. И все-таки на этом фоне выделяются факты, которые внушают социологам надежду. Например, на нынешних чтениях были представлены интересные студенческие работы. Наши выпускники выигрывают гранты на продолжение образования в странах Запада, успешно занимаются в докторантуре различных университетов США и Европы. Социологический факультет Харьковского национального университета тоже открыл в Интернете свою страничку.

Новое поколение выбирает...