Когда-нибудь в третьем тысячелетии историки назовут наше переходное в никуда время периодом «оттока умов», «великого переселения ученых» или чем-то еще в этом роде. И обрисуют ситуацию, приведшую к упадку науки в стране, как беспрецедентный в истории цивилизации случай деинтеллектуализации власти. Потомкам будет трудно понять, почему имели место быть такое упорное вытеснение науки из приоритетов государственной финансовой поддержки и невостребованность научных результатов. О масштабах потерь научного потенциала Украины можно судить уже по одной такой цифре: с 1991 года около 6000 научных работников выехали на постоянное жительство за рубеж, увозя не только свой собственный научный потенциал, но и коллективно накопленную интеллектуальную собственность.
В последние годы уменьшение доли затрат из государственного бюджета на финансирование раздела «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» стало системой. Урезание ассигнований на науку политики всякий раз объясняют кризисным положением экономики. Вот и в этом году финансирование названного раздела фактически составило на начало ноября 63% от запланированного. В проекте бюджета-99 объем финансирования на науку предусмотрен 0,457% от ВВП (в бюджете-98 - 0,53% ВВП), после секвестирования бюджета эта цифра стала 0,44. И это еще «цветочки», горькие «ягодки» придется собирать позже. В государственном плане научно-технического развития Украины на 1999 - 2005 годы показатели финансирования науки имеют тенденцию к сокращению (так, например, в 2000-м предусмотрено 0,47% ВВП, в 2001-м - 0,46%, а в 2002-м - 0,45 %). Корректировка бюджета почему-то больше всего коснулось статей затрат на науку и образование. В то же время ученые на основании исследований утверждают, что объективных предпосылок для этого нет и можно было бы, незначительно сократив объемы финансирования органов государственного управления, обеспечить финансовую поддержку отечественной науки хотя бы на уровне 1% от ВВП, не говоря уже о 1,7%, записанных в проекте закона «О науке и научно-технической деятельности…»
В среду состоялось совместное заседание Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, коллегии Миннауки и президиума Национальной академии наук Украины, на котором были обсуждены два вопроса: о проекте Государственного бюджета Украины в части финансирования науки и о подготовке ко второму чтению в парламенте проекта закона Украины «О науке и научно-технической деятельности…» Как сообщил председатель комитета Верховной Рады академик В. Семиноженко, по проекту закона поступило в общем более 200 замечаний, все они учтены при доработке законопроекта. Пожалуй, больше всего волнует ученых, как выписаны статьи, касающиеся бюджетного финансирования, поддержки фонда фундаментальных исследований, защиты интеллектуальной собственности и социальной защиты научных работников. Интересно, что в статье 32 закона записано: при формировании государственного бюджета Украины на финансирование научной и научно-технической деятельности выделяются средства на уровне не меньше 1,7% валового внутреннего продукта. Решением Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины 12 октября этого года было рекомендовано Кабинету министров предусмотреть в проекте бюджета на 1999 год объем финансирования на науку в размере 1%. С аналогичным ходатайством президенты государственных академий обратились недавно к Президенту и народным депутатам. Однако в представленном правительством в парламент проекте бюджета-99 объем финансирования на науку оставлен на уровне 1998 года.
Члены комитета Верховной Рады заверили, что за бюджет на науку на уровне не ниже 1% ВВП они поборются, тем более что депутаты в своей массе с пониманием относятся к проблемам научной сферы. Возможно, такое понимание подогревает приближающийся юбилей НАНУ и ее почтенного президента. В любом случае ученые очень надеются получить такой подарок к празднику.