UA / RU
Поддержать ZN.ua

Силиконовая долина? Силиконовая степь!

Будущее мировой экономики связано с промышленными отраслями шестого технологического уклада — и...

Автор: Валентина Гаташ

Будущее мировой экономики связано с промышленными отраслями шестого технологического уклада — информационными технологиями, биотехнологиями, системами искусственного интеллекта, глобальными информационными сетями и так далее. Именно они развиваются сегодня ускоренными темпами, приносят высочайшие прибыли и задают высокую динамику национальным экономикам. Любое из этих авангардных направлений опирается на более традиционные отрасли — электронику и микроэлектронику. Однако состояние электронной и микроэлектронной промышленности Украины близко к критическому. По мнению некоторых специалистов, без многомиллиардных инвестиций, причем желательно иностранного происхождения, реанимировать прежде конкурентоспособные отрасли невозможно. К сожалению, вероятность привлечения инвестиций такого масштаба приближается сейчас к нулю.

НТК «Институт монокристаллов» НАНУ, которым руководит академик НАН Украины В.Семиноженко, является крупнейшим экспортером материалов и изделий для электроники.

— Владимир Петрович, может, о перспективах электроники и микроэлектроники в Украине дешевле просто забыть? Нет больших денег — нет и отрасли?

— На самом деле речь должна идти не столько о масштабах инвестиций, сколько об умении их грамотно и точно распределять. Об этом говорит опыт других стран, в том числе Германии, России, Китая, где складывалась аналогичная ситуация. Если сегодня в Украине нет финансовых возможностей поставить базовую технологию выпуска интегральных схем с современным уровнем топологии — 0,25—0,15 мкм, необходимо выделить несколько других, менее затратных приоритетов в этой области и развивать их.

Лучшие стартовые возможности для конкуренции на мировых рынках Украина имеет в светотехнике на базе сверхъярких светодиодов, микроволновой электроники, опто- и инфракрасной электроники. А в области микрофотоэлектроники у нас есть сквозная кооперация, позволяющая изготавливать изделия в целом. Это позволяет уже в ближайшие годы создать в Украине новые современные высокорентабельные производства без миллиардных капитальных затрат. Расчеты показывают, что каждый вложенный в микроэлектронику доллар приносит 20 долларов прибыли, позволяет создать в три раза больше рабочих мест, чем в других отраслях промышленности.

— Какую продукцию с электронной и микроэлектронной начинкой экспортирует сегодня Украина?

— ГП (государственное предприятие) НИИ «Орион» производит микроволновые приемопередатчики, синтезаторы частот, радиометрические комплексы, электровакуумные, радарные системы, которые пользуются спросом в Китае. Высокотехнологичные микроволновые приемопередающие модули покупает Россия. Львовяне экспортируют в Китай новейшие микроволновые радиотехнические комплексы. И действительно, крупнейшим экспортером материалов и изделий для электроники является наш институт — мы поставляем их в США, Японию, Швейцарию, Россию, Израиль и другие страны на сумму более шести миллионов долларов в год.

Нельзя сказать, что развитию или, по крайней мере, поддержанию электронной отрасли Украины совсем не уделялось внимания. За последние годы было принято около десятка отраслевых и межотраслевых программ. Можно вспомнить такие названия: «Разработка и производство приборов и установок автоматизации и систем управления», «Сложная радиоэлектронная и измерительная аппаратура», «Программа развития наиболее конкурентоспособных направлений микроэлектроники в Украине». Специалисты ожидали от выполнения этих программ внушительных результатов.

Например, от реализации национальной программы развития электронной промышленности Украины на 1999—2005 годы ожидался почти двадцатикратный рост объемов товарной продукции, достижение 30-процентной рентабельности отрасли, создание 120 тысяч новых рабочих мест. За счет возросшей прибыли предприятий отрасли предполагалось инвестировать свыше 4,4 млрд. грн. в ее комплексную модернизацию. Уже на 2002—2005 годы был запланирован этап динамического роста электронной промышленности. На этом этапе проведение НИОКР и внедрение их результатов в производство должно было обеспечить собственные потребности Украины в изделиях электроники на 70—80%, а по большинству номенклатуры — до 100%! И как результат выполнения программы — вхождение Украины в круг развитых стран к 2010 году.

— Насколько я помню, финансирование этой программы так и не началось…

— Совершенно верно. Таков алгоритм государственной научно-технической политики, которая реализуется в Украине. Государство готово принимать отраслевые программы, но не готово их финансировать.

Однако даже сокращенное финансирование при грамотно выстроенных приоритетах дает ощутимый эффект. Приведу один очень показательный пример. С 2005 года в Украине действует государственная научно-техническая программа «Развитие микро- и оптоэлектронных технологий». Правда, изначально в 2005 году на выполнение программы было запланировано 21,54 млн. грн., но при очередной корректировке бюджета финансирование было урезано в пять раз. Та же ситуация и в 2006 году. Конечно, дефицит средств существенно снизил результативность госпрограммы. Тем не менее ее участникам, а это шесть институтов НАНУ и ведущие отраслевые НИИ и КБ Минпромполитики, удалось достичь результатов мирового уровня.

— Можете привести конкретные примеры?

— Отечественная экономика обеспечена сейчас суперсовременными оптоэлектронными приборами для здравоохранения, мониторинга окружающей среды, борьбы с терроризмом, конкурентоспособными направлениями твердотельной СВЧ-електроники миллиметрового диапазона длин волн. А разработка цветных и белых электролюминесцентных источников света (так называемых светодиодов) может стать основой революции в энергосбережении. Серийный выпуск таких светодиодов мог бы в десятки раз снизить электроэнергоемкость и отечественной промышленности, и жилищно-коммунального сектора. В Японии, США, Китае и других странах белые светодиоды уже начинают вытеснять привычные лампы накаливания, поскольку они потребляют электроэнергии в четыре-пять раз меньше самых экономных источников света, и в 10—15 раз — обычных ламп накаливания. А продолжительность их работы превышает 10 лет.

— При таких перспективах энергосбережения, не говоря уже о других направлениях, бессмысленно спорить о том, необходима ли Украине электроника и микроэлектроника.

— Однако из этого не следует, что развивать электронику нужно и можно именно стахановским способом, как предлагается в статье «Электроника на Эльбе и... на Днепре» («ЗН», №19, 2006 г.), то есть путем строительства новых заводов и вложения миллиардов долларов инвестиций. Гораздо выгоднее финансировать не проблемные заводы, а перспективные направления и программы, по которым можно достичь серьезных результатов уже сегодня. В таком случае государство выиграет дважды. Первый раз — получив уникальные технологии мирового уровня. Второй — усилив отраслевую кооперацию, где свою нишу смогут найти все заводы вне зависимости от их нынешнего состояния.

Вспомним, как начиналась Силиконовая долина в США — с малых инновационных предприятий и фирм. Их успех был обеспечен не фантастическими финансами, а эффективным менеджментом и точным прогнозированием экономической конъюнктуры в пределах десятилетия. Те же условия без труда могут быть соблюдены и в Украине. И тогда пусть не Силиконовая долина, а Силиконовая степь станет реальностью.