UA / RU
Поддержать ZN.ua

САМОЦВЕТЫ НОГАМИ ПИНАЛИ

В женской руке минерал - прозрачный, пронизанный удивительным голубым внутренним свечением. Вес его - два килограмма сто семнадцать граммов...

Автор: Александр Гордий

В женской руке минерал - прозрачный, пронизанный удивительным голубым внутренним свечением. Вес его - два килограмма сто семнадцать граммов. Это знаменитость, внесенная во все учебники по минералогии. Уникальный кристалл голубого топаза был найден в недрах Житомирщины и назван «Академик Ферсман» в честь всемирно известного советского ученого, познавшего живую душу рожденных в темных глубинах планеты самоцветов. Это он назвал когда-то Житомирщину Уралом в миниатюре, убежденный, что по разнообразию полезных ископаемых сей полесский край не уступает признанной сокровищнице Евразии - Уралу. Но даже там, по утверждению специалистов, такие по чистоте голубые топазы, как находят здесь, на Волынском месторождении, еще не встречались.

Инженер-геолог Лариса Филипповна Страхаль достает из опечатанного семью печатями хранилища матовую золотисто-зеленоватую призму. С одной стороны туманная оболочка ее срезана и открывает потрясающую прозрачность, какой, наверное, не бывает и в ручьях с тающих горных ледников. Разрешает взять осторожно это диво в руки, которое оказывается довольно тяжелым - четыре килограмма восемьсот граммов. С трудом верится, что держишь огромный кристалл драгоценного камня - зеленого берилла, что, как и редкой красоты голубой топаз, увиденный ранее, тоже занесен в учебники минералогии во многих странах. Еще один неповторимый образец гениального творения природы, найденный у нас в Украине, на Волынском месторождении. Его имя собственное «Академик Лазаренко». Так нарекли камень к 80-летию ректора Львовского университета, а затем директора Института геологических наук Е.Лазаренко, который внес большой вклад в исследование недр Украины.

Топаз «Сказка» весом два килограмма двести граммов тоже не имеет и, наверное, не может иметь двойников в царстве минералов. В идеально прозрачное тело кристалла включены флюориты. Камни в камне. Какой-то художник-волшебник сотворил из них фантастический пейзаж и навечно впаял его в самоцвет. Потому и «Сказка»... Именитые топазы из Волынского месторождения во всей своей первозданной красе блистали на выставках за рубежом как впечатляющее доказательство геологического потенциала молодой Украинской державы.

У денежных западных знатоков, рассказывают, при взгляде на них вожделенно вспыхивали глаза, с корректной настойчивостью просили они продать им единственные в своем роде камни для приватных минералогических коллекций. И, как говорят, за ценой не стояли. Но столь же корректно получали отказ. Неповторимые самоцветы нельзя оценить в денежном эквиваленте, как невозможно определить стоимость красок радуги или озаренного восходом неба. Камни-уникумы имеют лишь условную, «заводскую», цену, отнюдь не отражающую истинной. Берилл «Академик Лазаренко», например, - сто двадцать тысяч гривен, топаз «Сказка» - тридцать шесть тысяч.

На Волынском месторождении, аналогов которому не было ни в СССР, ни в Европе, находили непревзойденной чистоты большие голубые, винные топазы, золотисто-зеленые гелиодоры, окрашенные нежной синевой аквамарины... Случались там и «великаны» - сто семнадцать килограммов. Кристалл волынского топаза весом в шестьдесят восемь килограммов еще в былые времена стал одним из самых привлекательных экспонатов Московского музея земледелия. Разумеется, возвратится в Украину ему уже не суждено. Да и то, что мы имеем дома, к сожалению, не всегда бережем достойно. Хранился в геологическом музее в Киеве крупный, редкой красоты волынский топаз, его украли, а похитителей до сих пор не нашли. Бесследно пропадали ценные минералы и в национальном университете имени Т.Шевченко...

Сто с небольшим лет назад территория нынешней Житомирской области уже начинала открывать свои геологические богатства. Здесь, на берегах неторопливой речки Тетерев добывали черную железную руду, называемую «корн», из которой мастера местных гут умудрялись получать восемьдесят процентов добротного железа. В 1890 году было добыто ее около восьмисот тысяч пудов - на нынешние мерки сорок тысяч тонн. Обилие каолина послужило основанием строительства в крае знаменитых фарфоровых производств... Примерно век назад внимание ученых привлекли и все чаще встречающиеся при исследовании недр мощные массивы кварца. Один из первооткрывателей Волынского месторождения геолог Г.Осовский определил площадь залежей горного хрусталя здесь в десять квадратных верст. Отдельные кристаллы добытого там минерала достигали внушительного веса - несколько пудов... Освоение этого богатства в полной мере началось уже в советское время. С 1934 года развернулась интенсивная добыча кварца и особенно драгоценных топазов и бериллов. «Русские самоцветы» охотно покупали зарубежные ювелирные фирмы, расплачиваясь за них твердой валютой, которая шла на индустриализацию страны...

После Великой Отечественной войны деятельность месторождения быстро возродилась, и уже в 1945 году здесь подняли рекордную глыбу кварца весом десять тонн. Я видел на фотографии более скромный трофей последующих лет - кварц-семитонник. Выше вездехода «газика», стоящего рядом. В период «борьбы за мир во всем мире» предприятие союзного значения «Западкварцсамоцветы» было переподчинено интересам набиравшего силу военно-промышленного комплекса СССР. Для развивающейся радиотехнической промышленности страны и прежде всего для милитаризованного ее направления требовался материал с природными пьезоэлектрическими свойствами. Из недр поднимали смолисто-черные куски кварца-мориона, распиливали и под темной его оболочкой, словно под скорлупой гигантского ореха, открывалась светлая искристая масса магического кристалла - пьезокварц. Эту продукцию незамедлительно отправляли в Москву, где дальнейшую ее судьбу определял всесильный ВПК.

- В основном мы добывали только такое стратегическое сырье, - говорит Лариса Филипповна Страхаль. - Оно шло в военную промышленность, в космическую технику, в меньшей мере для медицинской аппаратуры, кварц обыкновенный - на изготовление хрустальной посуды, в ювелирное дело. Серьезно о топазах и бериллах лет десять назад не думали. Мы их, простите, ногами пинали...

На профессиональном языке геологов понятие защитить месторождение означает найти его, определить практический потенциал, запасы. Специалисты «Западкварцсамоцветов» в свое время защитили открытое ими на Житомирщине Курьяновское месторождение пирофилита - единственное пока в Европе. Речь идет о минерале с исключительными физическими свойствами. Пирофилит при нагревании не подвергается линейным расширениям. Одним словом, стойкий к высоким температурам. Построена шахта для добычи пирофилита глубиною сто метров. Использовался он в производстве светильников для маяков, сажевых горелок. Основным потребителем была Российская Федерация. Сейчас пирофилит туда не поставляется, у импортеров нет денег. Поисками сферы применения материала с большой технической перспективой занимались коллективы нескольких украинских институтов, однако работы свои свернули тоже за неимением на то средств.

Волынским геологам принадлежит честь защиты Клосовского месторождения украинского янтаря-бурштына в соседней, Ривненской, области. Окаменевшую смолу хвойных деревьев далекого палеогенового периода, оказывается, миллионы лет хранят не только берега Балтики, но и земля нашего полесского края.

Украинский бурштын по многим показателям превосходит своего прибалтийского сородича. И по гамме цвета: от светло-кремового, почти белого, до темно-вишневого, и по степени пригодности для ювелирной обработки. Только 20-25 процентов прибалтийского янтаря можно использовать в ювелирном деле, бурштына же - более 80...

В тихом райцентре Житомирской области - Володарск-Волынске на улице Чкалова стоит трехэтажное административное здание - типичное для многих периферийных управленческих строений. Перед ним на траве лежат тяжелые куски горных пород. До распада СССР это был штаб союзного предприятия «Западкварцсамоцветы», созданного еще в начале тридцатых годов для поиска месторождений - кварца, топазов, бериллов. Еще недавно регион его деятельности включал территории Украины, Молдовы и Белоруссии. Из геологоразведывательного оно переросло в промышленное, не теряя своей первоначальной функции.

На смену старой вывеске на административном здании появилась новая, отражающая исторические реалии перемен: «Україна. Кварцсамоцвіти. Орендне підприємство». Четвертый год возглавляет коллектив генеральный директор Петр Никифорович Минько, человек не пришлый, почти полтора десятилетия отдавший производству и познавшие его азы еще рабочим геолого-разведывательной партии. Может, потому особенно остро чувствует генеральный директор нелепость положения, в котором не по собственной воле оказалось столь неординарное предприятие и люди, вверившие ему свою судьбу. Они на совесть работали в геологических экспедициях и под землей на добыче кварца, топазов, бериллов, в карьерах, откуда поднимали гранит, на участках огранки самоцветов и ювелирном, где требуются умение чувствовать красоту и способность ее создавать.

- Единственный в Украине высокопрофессиональный специализированный коллектив теряет кадры, квалификацию, потенциал, - с горечью и тревогой говорил Петр Никифорович.

Лето - время геолого-разведывательных работ. По плану в этом году надлежало защитить новые месторождения бурштына, в том числе в Житомирской области. Государственный комитет по геологии должен был выделить на то 390 тысяч гривен. Пожаловал немногим больше 18 тысяч... Причина, к сожалению, традиционная: не было денег.

В недалеком прошлом на Волынских шахтных полях № 2 и

№ 4 построили два ствола глубиною 150 и 50 метров для ведения геолого-разведывательных работ с попутной добычей пьезокварца, топазов, бериллов. Однако проект, реализация которого рассчитана на 3-4 года, осуществить не удалось. Необходимо было на горизонте 150 метров провести добавочную геологическую разведку, но финансирования нет, и всю программу пришлось «заморозить».

Шахты на так называемой мокрой консервации, иными словами прекращена откачка грунтовых вод, и они попросту затоплены. Только крупные инвестиции могут реанимировать программу, которая принесет значительные экономические выгоды.

Было время, когда на предприятии мастера-ювелиры перерабатывали в год более 100 килограммов драгоценного «желтого металла». Теперь ювелирное производство остановилось... На ладан дышат другие. Слагаемых бедственного положения некогда могучего предприятия немало. Одно из них - принудительное опекунство над социальной сферой Володарск-Волынска, где расположено базовое предприятие «Кварцсамоцветов». Вопреки здравому смыслу бремя это свалено на еще не окрепший в жестких экономических условиях арендный коллектив, не позволяя ему стать на ноги. Это очистные сооружения, котельная, водозабор - одним словом, все объекты, от которых зависит нормальная санитарная обстановка всего райцентра. Обеспечение его предприятий, учреждений, населения также возложено на «Кварцсамоцветы».

С начала года здесь использовано электроэнергии на сумму, превышающую 280 тысячи гривен. Только около 30 процентов ее ушло на нужды производства, львиная доля - на потребности коммунального хозяйства, местных учреждений, населения, однако большинство из них рассчитываться не спешит. В долговом реестре числятся даже организации, которые напрямую финансируются из бюджета: военкомат, прокуратура, нарсуд, отчасти налоговая инспекция.

Содержание коммунальной сферы, возрастающее бремя неплатежей за электроэнергию за последние два года уже обошлось «Кварцсамоцветам» в сумму почти 800 тысяч гривен. Таких денег было бы достаточно, чтобы само предприятие могло погасить свои долги перед государством и хотя бы частично ликвидировать задолженность по зарплате, уже превысившую 300 тысяч гривен. Были случаи, когда ее вынуждены были выдавать натурой - надгробными памятниками из добытого в своем карьере черного габро. Нет должной поддержки государством производства, которое могло бы тоже стать донором отечественной экономики, нет оборотных средств, и эта хроническая для многих промышленных предприятий Украины причина, как и должники, на которых вынужден себе в убыток работать коллектив, не позволяют ему самому выйти из коллапса.

Стране, где обязательно должны развиваться высокие технологии, понадобится пьезокварц, в аэропортах, в респектабельных отелях за стеклом витрин засверкают отечественные самоцветы, о существовании которых почти никто у нас не знает. Волынское уникальное месторождение пока несправедливо остается терра инкогнито.

...В женской руке крупный голубой топаз. В помещении полумрак - плановое отключение электричества. Я прошу геолога Страхаль поднести минерал к окну, чтобы можно было его сфотографировать. За окном тусклый осенний день, но камень, кажется, светится собственным внутренним светом. В глубине кристалла - голубые мерцающие лучи. Искры надежды...

***

На днях Петр Никифорович Минько с удовлетворением поведал, что после недавней поездки премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко на Житомирщину и посещения им предприятия тут наметились перемены к лучшему. Накопившаяся задолженность «Кварцсамоцветов» будет погашена за счет бюджета. Решается вопрос о передаче коммунального хозяйства Володарск-Волынского в собственность поселковому совету, о выделении производству на зимний отопительный сезон из госрезерва 4 тысяч тонн каменного угля... Одним словом, обнадеживающее начало уже есть.