UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ: КРАТКО О ГЛАВНОМ

Мировой опыт показывает: предпосылкой эффективности решений, принимаемых для поддержки научно-т...

Авторы: Ярослав Матийчик, Василий Попадинец

Мировой опыт показывает: предпосылкой эффективности решений, принимаемых для поддержки научно-технического развития источника экономического роста и неотъемлемой составной национальной культуры и образования, является проведение информационно-аналитического мониторинга основных факторов и характеристик инновационных процессов.

По итогам исследований Института экономического прогнозирования НАН Украины, главные недостатки действующей системы государственного регулирования научно-техническим потенциалом Украины связаны с тем, что система принятия решений в процессе распределения государственных средств не исходит из объективно определенных социально-экономических потребностей и приоритетов, а базируется, в основном, на существующем status quo в структуре научно-технической сферы страны.

— Действующую в Украине модель государственного регулирования научно-технической сферы предлагается коренным образом реформировать, опираясь на такие принципы:

— государство должно финансировать преимущественно институты и проекты при условии, если их научно-техническая или экономическая эффективность конкретно доказана, а сами они подлежат контролю;

— результативность субъектов научно-технической деятельности должна подтверждаться объективными наукометрическими критериями, широко применяемыми в мировой практике.

— институты, программа, проект должны иметь четко определенную систему управления по конечным результатам;

— процесс определения целевой функции должен быть преимущественно экзогенным по отношению к непосредственным исполнителям научно-технических работ;

— объемы финансирования должны отвечать международным нормам и практике формирования сметы научно-технических работ и применения специальной налоговой политики;

— официально определенные финансовые обязательства государства относительно научно-технических институтов, программ, проектов должны неукоснительно выполняться в сроки и объемах проплат;

— распорядители средств, отобранные для государственного финансирования, должны получить более широкое доверительное право гибкого управления этими средствами в границах утвержденных смет.

Для обеспечения информационных связей между наукой и производством целесообразно создать общегосударственный фонд научно-технической информации (НТИ) и наукоемкой продукции (НП) (в ее состав включаются и технологии), предлагаемые для разработки и изготовления. Этот фонд должен формироваться и постоянно пополняться полностью достоверными данными базовых показателей научно-технического уровня каждой единицы НП фонда, содержать соответствующие социально- экономические и прочие специфические характеристики каждой единицы НП фонда.

Первичными данными НП, как минимум, должны быть такие: название, предназначение, основные технические и экономические характеристики, экологическая и другие виды безопасности разработки и использования, патентоспособность, перечень необходимого оснащения, материалов и технологий, основные этапы работ с определением периода их выполнения, основных результатов и долевого участия всех категорий работников, целесообразный объем изготовления и потребления на внутреннем и внешнем рынках, необходимые финансовые средства для разработки и исследования производительности базового образца, объем выпуска и сбыта для обеспечения полного возвращения кредитных средств за априори определенный период, а также сведения об авторах предложения (научной организации, промышленном предприятии и/или организации заказчика).

Резюме

Для успешного реформирования действующей модели государственного регулирования научно- техническим потенциалом Украины необходимо соблюдать следующее:

— предложения (тематические карточки) юридических и физических лиц считать запросами на предоставление кредитного государственного финансирования для разработки и налаживания серийного выпуска определенного образца НП;

— государство осуществляет кредитную финансовую поддержку только предложений (в том числе и НДДКР ДНТП) с приоритетной НП для социально-экономического развития Украины на ближайшие годы при условии гарантированного возвращения ее заявителями предоставленных средств в полном объеме (с учетом инфляции) и в заранее обозначенный срок по завершению исследований, разработки и изготовление базового образца НП;

— государство осуществляет бескредитную финансовую поддержку предложений (в том числе и НДДКР ДНТП) с приоритетной НП оборонного назначения в полном объеме;

— освобождение научно-производственных объединений специалистов (коллектива работников, привлеченных к исследованиям, разработке и изготовлению базового образца НП) от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет по результатам хозяйственной и коммерческой деятельности в случае направления доходов от этой деятельности на развитие научных исследований, укрепление материально-технической базы; таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, изымаемых в случае ввоза в таможенную зону Украины материалов, оснащения и оборудования (кроме подакцизной продукции), необходимых для проведения стадий: исследование — разработка — изготовление базового образца НП.

— Для обеспечения информационных и экономических связей между наукой, производством и образованием целесообразно обязательное для каждого из проектов ДНТП:

— привлечение в состав исполнителей проектов определенного количества (не менее определенной нормы, например, не менее 25% от общего количества исполнителей) студентов, аспирантов и молодых специалистов; внедрение в учебный процесс факультативных спецкурсов и практических занятий для ознакомления с основными результатами исследований по проектам студентов и аспирантов соответствующего направления специализации;

— опубликование основных результатов исследований по каждому проекту в отечественных периодических изданиях, имеющих общегосударственное распространение.