Не подлежит сомнению - Украинское государство владеет мощным научным потенциалом. Правительство ищет пути использования и сохранения его и в связи с этим, в первую очередь, обязано осуществлять реформирование научных структур Национальной академии наук не только с целью использования приобретенного, но и определения новых, крайне необходимых научных свершений в условиях развития независимой и экономически развитой Украины.
В связи с этим по инициативе ученых осуществляется усиленный поиск путей интеграции науки Украины в мировую науку, решаются проблемы национального промышленного, сельскохозяйственного производства и сферы обслуживания человека. До настоящего времени министерства и ведомства сами определяли организационные формы и объемы финансирования науки, но, к сожалению, совсем отсутствует единая государственная политика в области ее развития в целом.
Сейчас эта задача возложена на Государственный комитет науки, техники и промышленной политики и на государственную комиссию по вопросам реорганизации в отрасли науки. Вполне понятно, что не сами по себе организационные формы науки в государстве определяют ее успех, а важнейшим условием является создание надежной материальной базы, принципов финансирования в новых экономических условиях.
Практика существования мировой науки давно приспособлена к рыночным отношениям, и ученые занимают почетное место в обществе. Правда, это требует от них другого отношения к роли науки, большой инициативы и отдачи. Мы должны овладеть этим мировым опытом и отказаться от унаследованных закостенелых форм существования советской науки, которая, как и общество в целом, была построена на административно-командной системе, что, естественно, создавало барьер творческому поиску и свободе мысли.
Как одному из старейших членов Национальной академии наук, прошедшему вместе с академией полувековой путь, мне хотелось бы высказать свое видение путей реформирования науки.
Каковы же наши главные задачи?
1. Сохранить существующий научный потенциал, а главное, его кадры. Выход ученых из науки необратим. Наука всегда развивалась лидерами, творческими индивидуальностями, вокруг которых концентрировались и к которым тянулись способные люди - и молодежь, и профессионалы. Это была основа создания научных школ и новых оригинальных направлений. Поэтому опираться следует не на администраторов от науки, а на лидеров. Выявить таких лидеров не очень сложно. Для этого существуют наработанные полностью демократические критерии. Как поддержать, стимулировать их творчество - тоже известно. Необходимо наладить систему конкурсных проектов, грантов, в том числе международных, принимать участие в тендерах своими концепциями, проектами, новыми технологическими процессами.
Существенную положительную роль в этом процессе сохранения кадров играл и играет Государственный комитет Украины по вопросам науки, техники и промышленной политики; на этот же путь организации конкурсов проектов переходят и министерства. Это плодотворный путь поддержки и защиты ученых и сохранения многих коллективов.
В дальнейшем этот путь должен быть трансформирован таким образом, чтобы Госкомитет и министерства объявляли конкурсы на первоочередные для государства задачи развития производства и технического прогресса. Это тоже непростая задача, которую лучше всего решать в тесном контакте научной общественности и ведомственных структур, например, созданием научно-технических советов отраслей при Госкомитете.
Кроме того, следует создать действенную независимую экспертизу программ, проектов, технологических процессов и технологий с привлечением научных кадров, а также вновь появившихся в Украине научных структур - общественных академий.
2. Реформировать Национальную академию наук Украины.
Недавно президиум рассмотрел информацию президента Б.Патона - председателя комиссии НАН Украины по вопросам реформирования академии и одобрил его предложения о главных принципах, задачах и направлениях реформирования. Эти принципы, к сожалению, не направлены на настоящие реформы науки в новых условиях экономической политики государства. Академию вынуждают принять статус бедной сироты в государстве, а не коренным образом улучшить ее ведущее положение в экономическом и социальном развитии Украины.
Научные учреждения академии (их насчитывается 166) сейчас находятся в унизительном состоянии полунищенского существования, из-за дороговизны энергоснабжения ученые вынуждены работать в холодных помещениях без заработной платы, без реактивов, материалов, а главное - в непонятных, иногда лишенных здравого смысла условиях этого псевдореформирования.
Сложилась непонятная ситуация с академической наукой - самой престижной интеллектуальной областью духовной и материальной жизни общества, самого большого богатства народа. Хорошо известен опыт Советского Союза, когда после войны 1941 - 1945 гг. правительство круто повернуло политику на создание благоприятных условий для прогресса науки, подготовку научных кадров и их высокое материальное обеспечение. Это было мощным толчком для развития и утверждения Украинской академии наук как одной из лучших академий в мировом сообществе академий.
В свое время ведущие институты Киева пустили ростки региональной науки в виде их отделений во многих городах Украины. Эти самостоятельные научные подразделения возникли заботами лидеров из местной интеллигенции и становились очагами развития не только науки, но и культуры Украины.
Теперь предусматривается ликвидация изначальных центров в регионах, которые тесно связаны с местными учебными заведениями и промышленностью под видом присоединения к другим научным учреждениям в Крыму, Закарпатье, городах - Луганске, Донецке, Львове.
Не отличается своей аргументацией и реформирование киевских академических учреждений. Комиссия по реформам НАН Украины рекомендует, а президиум проштамповал постановлением присоединение существующего уже 40 лет, юридически самостоятельного, Отделения металлогении к Институту геохимии, минералогии и рудообразования НАН Украины. Это научное подразделение развивает три оригинальных направления и является единственным и широко известным в мире центром исследования месторождений урана, золота, обеспечен финансами, имеет лабораторную базу мирового уровня, а главное, высококвалифицированных ученых, которые обусловили создание минерально-сырьевой базы урановой промышленности и открыли 20 месторождений в Украине.
К этому же институту присоединяется и отделение радиогеохимии окружающей среды, которое было специально создано в связи с чернобыльской трагедией и успешно ведет напряженную исследовательскую работу в этом направлении.
Как видим, такое реформирование направлено на создание нового монстра-великана - института в составе 400 - 500 сотрудников и разветвленными научными направлениями. Тут уже невозможно возложить все на плечи одного даже гениального лидера, и опять в основу закладывается администрирование. Создается впечатление, что академия специально вливает в обессиленные институты здоровые, мобильные творческие подразделения с целью их финансового оживления.
В наихудшем варианте это продемонстрировано на примере Института биоколлоидной химии. Этот молодой институт создан при активной поддержке президента Национальной академии наук Украины Б.Патона в 1991 году, в его составе 100 сотрудников, из них 50 докторов и кандидатов наук. Основным приоритетом этого учреждения является исследование феномена Вернадского о влиянии живого вещества на неорганическую природу в биосфере и разработку новых технологий добычи благородных и редких металлов. Институт является головным в Украине по вопросам технологического обеспечения золотодобычи, осуществляет (совместно с «Кривбасспроектом» и «Механобрчерметом») проектирование первой в Украине золотодобывающей фабрики в Закарпатье и разрабатывает концепцию золотодобывающей промышленности в Украине. Кстати, институту принадлежат 3 научных открытия из 30, которые имеет Академия за всю свою историю, а месяц назад Российская академия наук присудила трем ученым института престижную именную премию за цикл работ в области новых биотехнологий обогащения в металлургии и охране окружающей среды.
Инициативные реформаторы химической науки предложили президиуму проект присоединения Института биоколлоидной химии к Институту коллоидной химии и химии воды, который полностью ориентирован на очистку воды, утратил свой авторитет в фундаментальных исследованиях коллоидной науки, а его ученые, как правило, работают в холодных помещениях неполную рабочую неделю, с мизерной зарплатой, в окружении многочисленных коммерсантов, которые арендуют лабораторные площади под офисы.
В сложившихся экономических условиях реформирование НАН Украины должно быть нацелено на демократизацию академии, а следовательно, оно должно быть направлено на усиление роли отдельных научных подразделений на уровне отделов, лабораторий, отделений. Именно им необходимо давать максимальную финансовую самостоятельность и автономность не только в заключении договоров на финансирование, получение грантов, разного рода финансовые поддержки, но и в использовании этих средств. Иначе говоря, расходование этих средств осуществляется не дирекцией института (кроме положенных по закону отчислений), а руководителями направлений, научных групп, отделений, отделов и т.д.
Максимальная самостоятельность сравнительно небольших подразделений обусловит их активность, а в результате - появляется уверенность в эффективном использовании средств, гибкость и маневренность в получении заявок и грантов, заинтересованность в передаче договоров не в малые предприятия, а в подразделения академии, что является гарантией их оптимального использования непосредственными исполнителями.
Предусматриваемая ликвидация ряда подразделений и институтов, особенно в области естественных наук, по сути, может удовлетворить только некоторых руководящих чиновников и будет во вред интересам науки, академии и государства.
И еще одно важное обстоятельство. Известно, что существующее трудовое законодательство и в период развитого социализма не способствовало дисциплине и эффективности труда в науке. Многие сотрудники десятилетиями имитировали научную деятельность, или находили другие способы, чтобы удержаться на работе. В новых условиях, когда от эффективности работы каждого зависит судьба коллектива и развиваемого направления, должна быть введена контрактная система для всех сотрудников академии, кроме членов академии, и право руководителя отдела досрочно увольнять сотрудника с работы в случае его нерадивости.
Рассматривая вопросы реформирования академии, руководство НАН Украины не нашло путей решения с правительством вопроса о ее статусе в государстве: или академия остается государственной бюджетной организацией и финансируется государством, либо она по образцу академий других стран мира будет существовать на членские взносы и пожертвования. Если правительство согласно содержать академию для фундаментальных исследований в области естественных и гуманитарных наук, то должны быть определены критерии отнесения отраслей деятельности и фундаментальности, объемы и формы их финансирования.
Что касается исследований прикладного характера, то здесь необходимо решать, в каких объемах государство может поддерживать эти направления, а в каких - они должны перейти на хозрасчет. Считаю, что было бы опасно в наше время сразу лишать эту деятельную категорию людей науки государственной поддержки, но и способствовать содержательству, к которому многие ученые привыкли, не следует. Это довольно сложная социальная проблема, поскольку касается технических наук, представленных большим количеством институтов, и решать ее целесообразно как на правительственном уровне, так и с привлечением академической общественности - настоящим демократическим путем.
В настоящее время государство выходит на определенный стабильный уровень и сможет определить свои возможности в сохранении и приумножении культуры, науки, просвещения. Поэтому достаточно актуальной проблемой является нахождение оптимальных решений в этой области: она может быть осуществлена путем заимствования мирового опыта и собственного здравого смысла.
В этой связи необходимо укреплять высшие учебные заведения, усиливать их связь с академическими учреждениями, создавать научной молодежи условия для работы в фундаментальных областях, привлечь ее в подготовку приоритетных технологий грядущего века.
Сейчас именно тот момент, когда и правительство, и ученые заинтересованы в нахождении наиболее реального и эффективного пути перестройки Национальной академии наук. Поэтому недостаточно ограничиться предложениями административных лиц, а целесообразно выработать рациональные решения в отношении будущей судьбы национальной науки, как и предусмотрено уставом НАН Украины, на высшем форуме академии, на ее общих собраниях с привлечением ведущих специалистов страны по правовым и экономическим вопросам.
Заключительной частью этой важной и сложной работы может быть принятие Верховным Советом Закона о науке и научной деятельности.