UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разделяй и… исследуй

Предложение Еврокомиссии полностью пересмотреть систему финансирования фундаментальных научных исследований уже успело вызвать как восторженное одобрение, так и ожесточенную критику...

Автор: Оксана Приходько

Предложение Еврокомиссии полностью пересмотреть систему финансирования фундаментальных научных исследований уже успело вызвать как восторженное одобрение, так и ожесточенную критику. Как известно, до недавнего времени деньги на подобные цели в масштабах всего Евросоюза выделялись крайне скудно, лишь по очень ограниченным направлениям, определяемым Европарламентом или же Еврокомиссией. Остальные же темы либо вообще игнорировались, либо финансировались из национальных бюджетов. В результате, как утверждает Хельга Новотни, глава Европейского консультативного совета по исследованиям, европейская наука полностью утратила дух конкуренции. В отличие от, например, американской, представители которой должны постоянно состязаться между собой за право получить государственный грант на проведение фундаментальных исследований. И результаты налицо: с 1980-го по 2003 год Европа «вскормила» 68 нобелевских лауреатов в области медицины, физики и химии против 154 американских. А если учесть, что на пятки Евросоюзу наступают Китай и Индия, то дальнейшее отставание может существенно увеличиться.

По утверждению экспертов, выходу из этой сложной ситуации может способствовать создание специального Европейского совета по исследованиям, на финансирование которого планируется выделить 12 млрд. евро в течение семи лет. В прошлом месяце 22 ведущих ученых Евросоюза собрались на первую учредительную встречу с целью выработки устава и состава этой организации. Пока что рассматриваются две модели функционирования такого органа: состоящего исключительно из ученых и имеющего право совещательного голоса, на основании которого решения принимает Еврокомиссия, или как полностью самостоятельного органа, в состав которого должны будут войти также и политики. В любом случае первоначальные решения должны будут приниматься на основании научного анализа поданных заявок, однако пока еще остается неясным, каким образом будут распределяться деньги. Ведь не секрет, что физики вряд ли согласятся с необходимостью серьезного финансирования лириков (в первом случае), а немцы постараются доказать, что они освоят выделенные денежки лучше, чем, скажем, поляки. Иными словами, вместо полезной конкуренции между различными научными школами может получиться мышиная возня между учеными авторитетами или национальными политиками.

Но и это еще не все. Даже если проблема распределения финансов будет решена и долю расходов на исследования и внедрение действительно удастся довести к 2010 году до 3 процентов ВВП Евросоюза, нужно будет найти еще тех, кто сможет эти деньги освоить. Для этого Европе понадобится дополнительно 700 тысяч молодых ученых, способных заниматься действительно фундаментальными исследованиями. И Еврокомиссии уже сейчас нужно думать над тем, как удержать рвущиеся в Америку юные таланты, не говоря уж о том, чтобы переманить к себе чужие «мозги».