UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАССЕКРЕЧЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В Национальном аэрокосмическом центре образования молодежи Украины состоялась презентация книги с очень, на первый взгляд, сухим названием — «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное»...

Автор: Владимир Овдин

В Национальном аэрокосмическом центре образования молодежи Украины состоялась презентация книги с очень, на первый взгляд, сухим названием — «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное».

Тем не менее есть все основания предполагать, что этот труд, подготовленный учеными и ведущими специалистами ГКБ «Южное» под общей редакцией генерального конструктора, академика НАН Украины С.Конюхова, станет бестселлером: впервые читателям представлен наиболее полный перечень, основные характеристики и конструктивные особенности боевых ракет, космических аппаратов и носителей, разработанных за период 1954—1999 гг. Книга содержит более 180 иллюстраций, прекрасно оформлена полиграфически и издана тиражом всего 1100 экземпляров. Поэтому фактически недоступна широкому кругу читателей.

Как мягко выразился ведущий презентацию первый заместитель генерального конструктора А.Мащенко, ракетно-космическая тематика в течение многих лет была не самой открытой темой для обсуждения. Не все секреты, безусловно, можно обнародовать и сейчас. Но о главном — где и кем создавался ракетный щит СССР, уже можно узнать. И что самое замечательное — из первых рук.

Выступившие на презентации представители КБ «Южное», «Южмаша», Днепропетровского национального университета, являющегося главной кузницей кадров для ракетно-космической отрасли, оценивали эту работу и как профессионалы, и как люди, причастные к большому и важному делу.

«Это первый труд, который и обобщает сделанное, и дает представление о том, что такое космическая техника», «Книга имеет и документальную и историческую ценность», — таковы наиболее характерные высказывания. Между прочим, полного представления о том, что представляет в целом изделие, не было даже у большинства его создателей. Специалисты отвечали сугубо за свой отдельный узел, участок.

Присутствующие на презентации немногочисленные журналисты получили редчайшую возможность напрямую пообщаться с генеральным конструктором С.Конюховым. В беседе с корреспондентом «ЗН» касательно перспективных разработок, Станислав Николаевич заявил:

— Для расширения нашего присутствия на международном космическом рынке мы ведем проектные работы по семейству перспективных одноразовых ракет-носителей на экологически чистых компонентах топлива кислород — керосин. Новые носители, получившие название «Маяк», рассчитываются на применение в тех транспортных операциях, где использование существующих национальных средств выведения «Зенит» и «Циклон» невозможно либо нерентабельно.

Поскольку Украина не имеет собственного космодрома, пуски ракет-носителей «Маяк» планируется производить с иностранных территорий. Если кратко рассказать о новых разработках, то, со слов генерального конструктора, видится следующее.

Согласно существующей концепции, базовыми в семействе «Маяк» являются два носителя:

— «Маяк-12» — двухступенчатый носитель легкого класса с диаметром корпуса 3 м (этот размер является характерным для производственной линии РН «Циклон») и грузоподъемностью около 3 т, который способен обеспечить выведение на солнечно-синхронную орбиту высотой 800 км полезного груза весом до 1,5 тонны;

— «Маяк-23» — трехступенчатый носитель среднего класса с диаметром корпуса 3,9 м (соответственно производственная линия РН «Зенит»), который способен доставить на переходную геостационарную орбиту спутники весом около 3 тонн.

Общими для новых носителей станут системы управления и телеметрические приборы, которые разрабатываются украинскими предприятиями. Изготавливать «Маяки» будет ГП «Южный машиностроительный завод». Каждый из носителей имеет собственные модификации, расширяющие область их применения, в том числе за счет наращивания грузоподъемности на 30—50% при установке стартовых ускорителей.

Первые пуски носителей «Маяк» возможны через четыре-пять лет при соответствующем финансировании.

Ныне, по словам Станислава Конюхова, государственное финансирование ГКБ «Южное» осуществляется на 15% от необходимого.

— Из прибыли, получаемой за счет коммерческих запусков, мы платим налогов больше, чем получаем от государства, — с горечью заметил Станислав Николаевич.