В Украине, если хорошо поискать, оказывается, можно найти все. Вот свежий пример: как только в мире заговорили о нефтяном кризисе, о тупике в энергетике, сразу же появились сообщения о том, что изворотливый Запад уже достиг немалых успехов, пытаясь заменить бензин спиртом, а солярку — рапсовым маслом.
Здесь уместно вспомнить, что именно рапс выращивал в космосе Леонид Каденюк во время своего полета на космическом корабле многоразового использования. Тогда рапс стал первым растением, которое зацвело в космосе, и тысячи юных ботаников в школах США и Украины одновременно с украинским космонавтом проводили эксперимент по его выращиванию в школьных лабораториях на Земле…
О тех экспериментах, которые прокладывают путь к будущим экспедициям человека на другие планеты, уже как-то подзабыли, но у рапса сегодня появилась новая захватывающая перспектива — стать растением, которое избавит нас от болезненной и опасной зависимости от нефти. Наша страна в значительной степени подготовлена к переходу на новую культуру, считает Михаил Абрамык, директор Института агропромышленного производства в Ивано-Франковске: «Институт является владельцем 15 сортов, занесенных в Государственный реестр сортов растений Украины на 2003 год. Для работы селекционеров создан генобанк рапса, включающий 167 сортов озимого и 158 ярового и других крестоцветных. Они собраны из различных стран Европы, Азии, Африки, Америки, Канады, России. Институт работает над программой расширения площадей рапса в Украине до 1,5 млн. га».
Как считают в институте, вопрос создания посевного материала практически решен — он может обеспечить три Украины своими элитными семенами. Чтобы мы быстрее стали на эту стезю, нужно, в первую очередь, заинтересовать своего внутреннего потребителя биодизельного топлива. Перспектива появится, когда стоимость биотоплива у нас, как и у наших западных соседей, будет меньше, чем стоимость дизельного топлива. Пока же стоимость дизельного топлива составляет около 3,50 гривни, а себестоимость биотоплива — около пяти гривен. Ну кто будет ездить на нем при таких ценах, даже если удастся его достать?
Здесь нужно обратиться к опыту наших западных соседей – если в данное время литр дизельного топлива в Германии стоит 90 евроцентов (свыше шести гривен), то биотопливо из рапсового масла — всего 70 евроцентов. Как видим, оно существенно дешевле. Это объясняется тем, что государство дотирует такое топливо, чтобы заинтересовать покупателя. Кроме того, правительство Германии подогревает интерес своих граждан к альтернативному виду топлива и тем, что использует его на собственных машинах.
Производство рапса в нашей стране имеет перспективу и это подкрепляется тем обстоятельством, что переход на выращивание рапса обещает более высокие заработки. Нынешний год показал — пшеницу сейчас нельзя хорошо продать (и по 400 — 500 гривен не особенно брали), а рапс идет по 1100 гривен за тонну в порты Херсона, Одессы полным ходом. И никаких ограничений при этом…
Сотрудники Института агропромышленного производства недавно приняли участие в работе Всемирного конгресса по рапсу, проходившего в Дании. По их собственному признанию, они выглядели там весьма неприглядно — две трети статей из ведущих стран мира были посвящены генетически модифицированному рапсу. К сожалению, у нас этим пока никто всерьез не занимается.