UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путь к экономике знаний

Наукотехническая сфера в Украине может стать основой экономики страны. Но для этого ее необходимо должным образом обеспечить и реформировать, а основы для этого можно заложить уже в 2020 году.

Автор: Юлия Безвершенко

Научно-технологическая сфера Украины существует не в вакууме.

Ее развитие невозможно без наличия необходимых условий (от правовых до политических), инфраструктуры (от исследовательской до производственной), специалистов (от научных работников до тех, кто обеспечивает коммуникацию между разными частями системы) и достаточно развитого человеческого капитала (система образования!).

Поэтому идеальное состояние достижимо только в единственном случае.

Наука, R&D в целом, наукоемкие технологии и высокотехнологические производства должны стать основой украинской экономики, фундаментом ее роста и конкурентоспособности в мире. Украина должна вырабатывать и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Создавать новое и уникальное. Стать экономикой знаний, а со временем - и обществом знаний.

Это предусматривает налаживание связей между наукой и разными секторами экономики, наукой и бизнесом и т.п., а также требует создания адекватного правового регулирования, чтобы все в нашей научно-технологической сфере было возможно, выгодно и безопасно. Кроме оздоровления ряда сфер и экономического эффекта, это будет иметь множество "побочных" положительных результатов. В частности, подлечит нашу общую травму 1990-х (из-за которой в общественном бессознательном отпечаталось, что интеллектуальные профессии означают нищее существование) и, несомненно, создаст правильные стимулы и сигналы для родителей и детей, которые, с большой вероятностью, пересмотрят свое отношение к образованию, выбору профессии и необходимости приобретать hard skills. Рост качества человеческого капитала, в свою очередь, стимулирует развитие всех отраслей экономики, станет предохранителем от популизма и источником более ответственного отношения к миру.

Условие и одновременно последствие всего перечисленного выше - существенное увеличение финансирования научно-технологической сферы как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Но для запуска этого механизма необходимо, чтобы государство инвестировало на начальном этапе и обеспечило правовое поле, в котором и бизнес начал бы инвестировать.

И все же основное в условиях отсутствия видения стратегии развития государства и существенной деградации сфер его прямой ответственности (образования, науки и инноваций) - это договориться о том, что мы в конечном итоге хотим построить. Без этого несогласованные движения во все стороны и в дальнейшем суммарно будут давать что-то близкое к нулю. Поэтому я предлагаю рассматривать основанную на знаниях Украину не как далекий идеал, а как формулировку задачи, которая сводит многие другие задачи из разных сфер вместе и вносит логику в их решение.

Если мы соглашаемся с этим - можем говорить о том, какой должна быть научно-технологическая сфера в таком случае. Идеальное ее состояние точно будет иметь следующие признаки:

1. Созданы условия, в которых научные работники, имея свободу научного творчества, необходимую исследовательскую инфраструктуру, достойное материальное обеспечение, интегрированы в Европейское и мировое исследовательское научное и инновационное пространство.

2. Научная карьера, как и карьера в любой STEM отрасли (наука, технологии, инженерия, математика) в Украине, является желательной не только с учетом достойной рыночной оплаты труда, но и потому, что есть возможность профессиональной реализации.

3. Научные работники имеют доступ к различным источникам грантовых средств, покрывающих разного рода потребности и распределяющихся прозрачно.

4. Вместе с тем базовое финансирование учреждений и университетов, создающих качественную науку, обеспечивает преемственность научных исследований и поддержку исследовательской инфраструктуры.

5. Созданы условия, при которых бизнес инвестирует в исследования и инновации, доля наукоемкого бизнеса возрастает, а количество конкурентоспособных разработок и высокотехнологических инноваций стабильно высокое.

Как прийти к этому идеальному состоянию? Вопрос непростой. Особенно, если принять во внимание текущее состояние и предысторию вопроса.

С момента принятия новой редакции Закона о научной и научно-технической деятельности прошло четыре года. Темп реализации заложенного в законе откровенно неудовлетворительный. За это время сотни настоящих ученых утратили веру. Появилось множество псевдоученых и имитаторов науки. Тысячи не выбрали для себя наукоемкой специальности или сошли с пути ее получения.

Следовательно, в 2020 г. либо удастся переломить эту тенденцию, либо указанные негативные изменения действительно станут необратимыми.

Перечень конкретных задач на 2020 г., по моему мнению, должен быть следующим:

1. Налаживание инструмента базового финансирования на основе оценивания качества научной деятельности научных учреждений и учреждений высшего образования. Это означает существенный пересмотр системы государственной аттестации и привязку объемов бюджетного финансирования учреждения или университета к результатам ее прохождения. Это также означает полное финансирование согласно потребностям и направлениям деятельности учреждений, которые пройдут оценивание на "отлично".

2. Внедрение эффективных инструментов грантового финансирования, которые позволили бы создать набор опций для исследователей любого возраста и этапа карьеры, а также для разных потребностей: от исследовательской инфраструктуры до краткосрочной мобильности. Поэтому запуск и налаживание работы Национального фонда исследований является главным вызовом года. Так же Фонд президента по поддержке образования, науки и спорта для молодежи должен стать прозрачным инструментом распределения бюджетных средств.

3. Внедрение новых стандартов и процедур в системе научной и научно-технической экспертизы, направленных на предотвращение конфликта интересов; прозрачность и независимость экспертизы, привлечение международных экспертов, размежевание функций заказчика и организатора экспертизы.

4. Налаживание полноценной работы Национального совета по вопросам науки и технологий, что, в частности, предусматривает создание аналитического подразделения, полноценное функционирование рабочих групп по направлениям деятельности, активное привлечение Кабмина и премьер-министра к его работе и внедрению результатов его деятельности.

5. Осуществление реформы отраслевых академий наук путем оценивания их деятельности, сохранения состоятельных научных учреждений и их переподчинение НАН Украины или профильным министерствам. Реализация эволюционных изменений в системе управления, принятие решений и распределение финансирования Национальной академии наук Украины.

6. Создание дорожной карты развития национальных исследовательских инфраструктур и плана ее внедрения.

7. Интеграция в Европейское исследовательское пространство: утверждение Дорожной карты интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство и плана ее внедрения, обеспечение согласованной межведомственной работы над реализацией приоритетов Европейского исследовательского пространства, вступление в новую рамочную программу ЕС "Горизонт Европа".

8. Пересмотр системы присуждения научных степеней и ученых званий. Создать положительные стимулы для тех, кто качественно занимается наукой, и максимально усложнить жизнь тем, кто не придерживается академической добропорядочности или толерирует ее.

9. Налаживание сбора данных о сфере науки и технологий, а также открытие их в удобной форме для использования научными работниками, бизнесом и широкой общественностью.

10. Налаживание системной работы на развитие инновационной экосистемы, создание условий для сотрудничества науки и бизнеса, защиты прав интеллектуальной собственности.

Да, перечень более чем амбициозный.

Но без незамедлительной реализации этих шагов надеяться на развитие научно-технологической сферы нельзя. Как и на развитие Украины.