В ладонях Сергея лазоревка, она же синяя синица, упорно извивалась, била крыльями и клювиком норовила ущипнуть парня, не ведая, что он-то ее из ловушки спасает. А полчаса назад орнитолог из сетей доставал летучую мышь. Сноровка понадобилась особая - укус мыши ядовит.
С легкой руки
Карла Линнея
На зеленый вагончик-лабораторию, где кольцуют птиц, мы набрели в лесу, близ городка Вышгорода. Местность эта, пояснили орнитологи, выбрана не случайно. Здесь пересекаются трассы перелета птиц, пик которых приходится на конец сентября-октябрь. Еще два «наблюдательных пункта» за миграцией птиц в нашей стране установлены под Мелитополем и Львовом. Любопытно, что никакого вмешательства человека в создание перелетных трасс нет. Объекты эти определили сами пернатые только по им самим известным причинам…
Впервые сеть наблюдений за перелетами птиц организовал Карл Линней в XVIII веке. А в 1899 году датский ученый Мортенсен пометил птицу с помощью кольца. В Украине Национальный центр кольцевания птиц при институте зоологии НАН работает 16 лет.
В ловушку, напоминающую рыболовную сеть, птиц заманивают ложные стенки. Форма - конусообразная, длина - семьдесят метров, высота - двенадцать. Внутри - обычная лесная растительность.
- Обычно мигрируют птицы с рассвета до полудня, - рассказал мне Сергей Розов, один из четырех орнитологов, работающих в лаборатории. - Чаще всего в клетку попадают синицы и зяблики. Ворон еще не разу не попадался, обходит сеть стороной. Объяснить это могу только тем, что ворон - птица умная.
Беда для мелких птиц, если рядом окажутся ястреб или сокол. Не щадят мелюзгу, впиваются острым клювом в шею и давят лапами. Вот почему главное - побыстрей ястреба из ловушки освободить. Впрочем, птицеловам тоже достается. Руки все в ссадинах и царапинах.
Сам же процесс кольцевания занимает считанные секунды. По оперенью определяют возраст птицы, по жировым запасам - как долго находилась она в пути. И лишь потом наденут кольцо с указанием страны, города, серии и номера. «Операцию», к моему удивлению, птицы переносят спокойно. Очевидно, чувствуют, что после нее их сразу отпустят на все четыре стороны.
В птичий капкан залетают кабаны
и... грибники
Вообще-то ловушка рассчитана на лесных птиц. Но порой она служит капканом для лисиц, зайцев, диких кабанов. Недавно поутру нашли в сетях спящего мужичка из соседнего села. Изрядно приняв на грудь, бедняга искал дорогу к домашнему очагу и долетался…
Как-то средь бела дня орнитологи услышали истошный крик и откровенную брань. Оказалось, старушка собирала грибы, да так увлеклась, что угораздила в ловушку. Не догадывалась бабуля, что ее к тому же преследовал ворон, который, вырвав из рук гриб, полетел прочь. Старушка замахнулась на ворона палкой. Птица тоже в долгу не осталась: пошла в нападение. Выбежали орнитологи, разняли драчунов. Перед бабулей извинились, а ворона в вагончик посадили. Выждали полчаса, пока угомонится, выпустили. Вскоре птица вернулась и гордо начала расхаживать перед вагончиком. В клюве она держала косынку непрошеной гостьи - вещественное доказательство возмещения морального ущерба.
Кедровка - гость сезона
- По сравнению с прошлогодней осенью птиц пролетает гораздо меньше, процентов на сорок, - поделился своими наблюдениями директор Украинского центра кольцевания птиц Анатолий Полуда. - Вероятно, сказывается неудачно выбранные места для гнездования. Очень много птиц «в возрасте». Чем еще отличен нынешний перелет? Залетали к нам четыре кедровки (с 1973 года - третье нашествие). Причина, думаю, - плохой урожай кедровых орехов. Погостил у нас вальдшнеп - лесной кулик. Впервые за многие годы пролетала синица, окольцованная в Румынии. Всего же за сезон мы окольцевали более 4 тысяч птиц, а за все годы наблюдения - 220 тысяч.
Этим летом над столицей порхало много стрижей и соек. Видимо-невидимо в городской черте появилось грачей, которых путают с воронами (в отличие от черного грача - у вороны серо-черный оттенок оперенья). Привлекла их хорошая кормовая база, подспорьем для которых послужили мусорные свалки. Даже при нынешнем обнищании…