UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет, природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают...

Авторы: Игорь Фомин, Юрий Белоконь

Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет, природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают.

С.Соловьев

В конце прошлого года в Польше состоялась международная конференция, на которой подводился итог многолетнего сотрудничества семи смежных с ней стран на тему «Пространство Польши в европейской интеграции и трансграничная планировочная кооперация». Обсуждаемые там проблемы и их решения заставили задуматься о том значении, которое может иметь градостроительная отрасль в пространственной организации международных контактов для Украины. В связи с этим, авторы данной статьи высказывают свои взгляды на третье (по С.Соловьеву) условие территориального развития страны. Один из авторов представляет профессиональные интересы Государственного института проектирования городов (Діпромісто), другой - кафедры градостроительства Государственного университета строительства и архитектуры.

Политический контур Украины

Любые процессы жизни общества, которые проявляются во времени и пространстве, должны быть эффективными и поэтому планировочно организованы. Градостроительство и планировка территорий всегда являются материальным выражением государственного политического строя. В данный переходный период в Украине формируется новое градостроительное мышление в области приоритетов развития городов и территорий. Поэтому именно теперь необходимо профессионально осознать современный политический курс страны, чтобы иметь возможность оказывать посильное содействие в его материально-пространственной реализации.

Каким теперь видится этот политический курс?

Политика почти всех стран современного мира характеризуется двояким устремлением: сохранить политическую независимость и найти надежных партнеров для экономической интеграции. Особенно это характерно для Европы, где успешно функционирует Экономическое сообщество, известное как Общий рынок и Совет Европы. Проявляются и пространственные аспекты экономической интеграции в различных планах и проектах территориального развития стран - членов Совета Европы и Европейского союза, например: «Европейская хартия территориального устройства», «Основные положения политики европейского пространства», «Европейская хартия приграничных и трансграничных регионов».

Украина неизбежно становится на путь экономической интеграции, но этот путь тернист и извилист. Объясняется это уникальностью ее геополитического положения. Оно, как известно, предопределено местом, где пересекаются европейские, переднеазиатские и российские интересы. Украина, по сути, находится на рубеже двух мировых ареалов, отличных и даже противостоящих в политическом и идеологическом отношениях, - Запада и Востока. В этих сложных и противоречивых условиях страна вынуждена стать безъядерной и внеблоковой, проводя курс «баланса сил». В итоге внешнеполитические устремления Украины, как не раз заявлялось, носят многовекторный характер. Эта стратегическая доктрина влияет на географию экономических и прочих международных связей. В соответствии с этой доктриной строятся также и двусторонние отношения Украины со странами ближайшего окружения.

Все страны, граничащие с Украиной, характеризуются переходной экономикой от плановой к рыночной, но совершают этот переход с различными темпами и успехом. Это - страны Центральной и Восточной Европы и бывшие союзные республики, входящие в СНГ. Поэтому в современных условиях можно ожидать развития двусторонних экономических контактов (более или менее интенсивных) по всему периметру украинской государственной границы. Следует, однако, учитывать, что достижению этих интеграционных целей будут мешать временные политические противоречия между странами - экономическими партнерами, их особые национальные интересы, а также различие в уровнях экономического развития не только соседних стран, но и приграничных регионов. И тем не менее, по нашему мнению, у Украины есть все основания стать инициатором и организатором формирования экономического пространства, объединяющего сопредельные государства. К этому ее обязывает уникальность географического и геополитического положения.

Итак, события международной жизни демонстрируют возрастающее значение интеграционных процессов. Однако в Украине тормозом их реализации можно считать недостаточную готовность материальной основы - отсутствие должным образом обустроенных территорий. Прогрессирующая функция, как правило, опережает ее формообразование. Экономические и социально-культурные двусторонние контакты на уровне регионов осуществляются пока на территориях, недостаточно подготовленных для этих целей. Не утеряно ли у нас уважение к такой важной категории бытия, как пространство?

Пространственные формы двустороннего сотрудничества

Территориальный аспект превалирует во всех градопланировочных работах, объектом которых являются отдельные города, административные районы, области и, наконец, вся страна (Генеральная схема планировки территории Украины). Во всех этих работах в той или иной мере учитываются и решаются проблемы организации внешних связей.

Прямое и непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют ряд важных решений, принятых на правительственном уровне. Речь идет о мерах, способствующих развитию международных контактов. Так, в 1993 г. указом Президента Украины была утверждена «Программа обустройства государственной границы». В ней предусмотрено создание всех необходимых условий для ускоренного пропуска транспорта в соответствии с международными стандартами. Позже, в 1997 г., постановлением Кабмина Украины утверждена «Программа создания национальной сети транспортных коридоров на 2015 г.» Эта программа, основанная на международных соглашениях, предполагает трассировку железнодорожных и автомобильных дорог на территории Украины с конечной целью включения их в трансконтинентальную транспортную систему. В этом случае используется выгодное географическое положение страны для устройства коммуникаций, соединяющих европейские и азиатские страны.

К числу главных средств организации внешних социальных и экономических связей следует отнести формирование приграничных и трансграничных районов. При этом объектом интеграции выступают не только отдельные сферы деятельности и не только коммуникационные коридоры, но и планируемое в целом пространство по обе стороны государственных границ. Все районы с двух сторон государственной границы Украины испытывают на себе влияние как внешних, так и внутренних интеграционных процессов. Поэтому их следует рассматривать в целом как территориальную систему, требующую комплексного изучения и структурной организации.

В региональной структуре Украины обращает на себя внимание одна существенная особенность. Ее можно обозначить как регионализацию, обусловленную внешними и внутренними факторами. Действительно, значительная часть территории Украины в ее современных границах длительное время находилась в составе разных, часто враждующих государств - Речи Посполитой, Российской и Австро-Венгерской империй. Понятно, что эти страны оказывали довольно сильное влияние на занимаемые ими регионы, заставляя их население мигрировать или ассимилироваться. В итоге историческая судьба Украины проявилась в региональной мозаике, из которой сложились довольно крупные фрагменты общей картины, представляющей Украину: Галиция, Полесье, Слобожанщина. Их особые приметы - природные, этнические, демографические и прочие - проявляются до сих пор и не только на территории Украины, но и за ее пределами. Этим и объясняется территориальная общность с двух сторон государственной границы. Все это, а также современные экономические связи дают основание считать трансграничные районы правомочными объектами комплексной планировки.

В Украине уже есть некоторый опыт двустороннего проектирования трансграничных районов, например, с 1991 г. разрабатывается совместный проект развития Украинско-Польского трансграничного региона (Діпромісто и Варшавский институт территориального планирования). Руководители рабочих групп этого проекта вошли в состав международной комиссии по территориальному планированию при соответствующих органах управления. Выполнялся также совместный проект планировочной организации транспортного коридора Львов-Жешув. Эти, пока еще единичные, проектно-планировочные разработки отдельных трансграничных районов доказывают необходимость иметь общую концепцию формирования и развития всей приграничной зоны Украины совместно с приграничными территориями сопредельных государств.

Комплексный подход к планировке приграничного пространства позволит более аргументированно решать проблемы интеграции, присущие отдельным регионам Украины. В частности - проблемы организации международного туризма там, где больше всего имеется памятников истории и культуры (Галиция, Слобожанщина); проблемы занятости и социальных конфликтов (Донбасс); предупреждения и ликвидации последствий природных катаклизмов (Закарпатье); ликвидации последствий радиоактивных загрязнений (Полесье).

Приграничные районы в современных условиях приобретают значение «первых рубежей», воспринимающих как позитивные, так и негативные последствия интеграционных процессов. Поэтому они должны обладать свойствами структурно-планировочной «устойчивости» и потенциалом развития.

Кому нужна планировка трансграничных районов?

Чтобы ответить на этот злободневный вопрос, нужно вначале сделать небольшой экскурс в наше недавнее прошлое. Когда доминировала советская идеология и плановая система хозяйства, вся градостроительная деятельность в бывшем СССР довольно активно использовалась как средство политической пропаганды. Идеи и концепции пространственного планирования были всецело на службе государственной политики. Они были призваны наглядно показывать преимущества социалистической системы. Советская градостроительная политика должна была демонстрировать иллюзорную картину всеобщего блага и равенства.

Так было. Теперь же государство перестало быть монопольным заказчиком проектно-планировочных работ. Эту роль выполняют в основном различные органы местного самоуправления. При этом проектные разработки, лишенные политической начинки, имеют сугубо прагматический смысл. Между тем, многие градостроительные проекты и ныне, решая практические задачи, могли бы нести еще и идеологическую нагрузку, созвучную современным политическим целям и существующему мнению. Крупномасштабные градостроительные планы могли бы использоваться органами центральной власти и представителями конкурирующих партий для конкретизации своих политических лозунгов, в том числе и предвыборных...

Подобной градопланировочной работой, имеющей политический резонанс, сможет стать программа развития системы трансграничных регионов Украины с целью ее адаптации в европейском и постсоветском пространстве. Но этим, конечно, не исчерпывается значение данной программы. Территориальное планирование - мощный «рычаг» организации сложных процессов общественного развития. С его помощью открывается пространственно-временная перспектива наиболее рационального и комплексного использования всех приграничных ресурсов для конструктивных целей. При этом обеспечивается решение актуальных экологических и культурологических задач. Не менее важно и то, что проектные разработки трансграничных регионов дают возможность собрать необходимые средства и направить их в нужное русло: туда, где они могут быть использованы с наиболее гарантированной отдачей.

Потребителем проектно-планировочных разработок отдельных приграничных районов Украины могут быть также местные органы власти. Расширение прав и полномочий регионов дает основание ожидать, что инициаторами развития международных контактов станут органы управления приграничных административно-территориальных единиц. В европейских странах уже имеется опыт создания подобных интеграционных зон по трансграничному сотрудничеству на основе принципа самоокупаемости. Единичные примеры подобных устремлений есть и в Украине, на ее границе с Польшей и Белоруссией.

Следует однако подчеркнуть, что территориальное планирование трансграничных районов на локальном уровне должно осуществляться в соответствии с общей стратегией развития всей приграничной зоны Украины. Такая стратегия должна быть предварительно определена в комплексной программе, разработанной на двусторонней основе с участием представителей всех заинтересованных организаций, политических структур и под патронатом правительственных органов.

Теперь, в условиях кризисной экономической ситуации, нельзя не обращать внимание на нераздельную связь политики и экономики, которые так или иначе реализуются в пространстве. Территориальный фактор бывает порой решающим при выборе желанных целей и средств их реализации. Особенно это важно учитывать при решении общегосударственных проблем на правительственном уровне. Поэтому в заключение уместно привести еще одно изречение известного историка прошлого века С.Соловьева: «Правительство... есть произведение исторической жизни известного народа, есть самая лучшая поверка этой жизни».