UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пропавшая грамота, или Как подставили президента

Пожалуй, самым резонансным событием прошедшей недели, вызвавшим бурный отклик в среде ученых, стал выход указа президента о присуждении Государственных премий Украины в области науки и техники2010 года.

Автор: Лидия Суржик

Пожалуй, самым резонансным событием прошедшей недели, вызвавшим бурный отклик в среде ученых, стал выход указа президента о присуждении Государственных премий Украины в области науки и техники
2010 года. Он появился на президентском сайте вечером в минувшую пятницу, 20 мая, в самый канун Дня науки. До этого более полугода вопрос о судьбе высшей государственной награды за достижения в науке и технике, как говорится, висел в воздухе.

Почему так случилось, мы пытались выяснить еще в феврале, в частности, направив официальный запрос в администрацию президента («Госпремия - под сукном», ZN.UA, №7, 2011 г.) И получили в ответ: «Упомянутый вами указ президента Украины готовится в администрации президента Украины совместно с Комитетом по Государственным премиям Украины в области науки и техники».

Возможно, если бы этот беспрецедентный случай не получил широкую огласку, представление Комитета по Госпремиям так и захирело бы в недрах администрации президента. Ходили слухи о том, что дело о Госпремиях могут отправить в архив - и с плеч долой. В предыдущей публикации речь шла о том, что среди соискателей Госпремии были фамилии, которые по определенным причинам могли не устраивать главу государства и его окружение. Кроме того, экспертиза зарубила работы, среди авторов которых значились многие лица из партии власти. А так как сроки награждения давно истекли, «пропавшую Госпремию» могли списать в архив на том основании, что в бюджете на 2011 год соответствующие средства не предусмотрены.

Казалось, единственный удобный повод для власти (заметим: и президент, и премьер - члены НАНУ) сохранить свое лицо перед научной элитой страны - вручить Госпремию ко Дню науки. В торжественной обстановке, как обычно, проходила церемония награждения лауреатов. Понятно, что многие ожидали этого события. (К сожалению, двое из представленных на присуждение Госпремии - известный ученый Николай Шаховской и Анатолий Моцарь - недавно ушли из жизни, так и не дождавшись награды.) Однако с подготовкой соответствующего указа по какой-то причине произошла проволочка, да и времени для личного вручения премии от президента у Виктора Федоровича не нашлось.

Лучшего «подарка» ко Дню науки придумать было невозможно. После ознакомления с текстом президентского указа многим стало не до празднования - список лауреатов оказался заметно урезанным по сравнению с тем, что был представлен Комитетом по Госпремиям. Всего недосчитались 32 человек (Госпремию 2010 г. присудили более 100 лицам). Кто их вычеркнул, исходя из каких критериев?

Буквально первая же строка указа президента гласит: «На підставі подання Комітету з Державних премій України в галузі науки і техніки постановляю: 1) Присудити Державні премії …» и далее по тексту. Логично допустить, что проект указа в части списка представленных на присуждение Госпремии был согласован с руководством Комитета.

Ученый секретарь Комитета по Госпремиям в области науки и техники В. Стогний на наш звонок ответил, что для него такая ситуация стала полной неожиданностью. «Очень огорчен и удручен также председатель Комитета, президент НАНУ Борис Евгеньевич Патон. С ним никто не советовался в отношении кандидатур. Но ведь люди-то могут подумать иначе…».

Кого же вычеркнули из списка представленных к награждению? На первый взгляд может показаться, что те, кто так долго занимался подготовкой указа, поступили справедливо в том отношении, что среди лауреатов-2010 гораздо меньше стало высокопоставленных чиновников и руководителей предприятий. Так, например, из авторского коллектива разработчиков бесстыкового «бархатного пути» для украинской железной дороги исчезли фамилии В.Козака - гендиректора Госадминистрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізниця», и М.Костюка - бывшего руководителя «Укрзалізниці», фигурировавших в представлении Комитета. Однако вместе с руководящими персонами вычеркнули и научно-технических работников железной дороги. В результате Госпремия за эту работу присуждена двум сотрудникам Института электросварки им. Е.Патона и профессору транспортного вуза. «Это несправедливо, - считает заместитель директора Института
электросварки, академик НАНУ С.Кучук-Яценко. - Ведь это совместная работа большого коллектива, в первую очередь, железнодорожников с участием наших специалистов и использованием сварочного оборудования. Работа дважды прошла общественное обсуждение. К сожалению, мнением авторитетных ученых никто не поинтересовался. Это проявление неуважения к науке».

В других случаях список сократили не за счет «научных генералов», а тех, кто непосредственно занимался внедрением научно-технических идей. «Важно понимать, что коллектив разработчиков - это объединение
науки, производства и внедрения, - говорит один из лауреатов Госпремии А.Буткевич (Институт электродинамики НАНУ). - Когда идет речь о признании научных заслуг, то решающим тут должно быть мнение специалистов-экспертов. Больно за коллег, которых незаслуженно обидели...»

Какая судьба ожидает Госпремию 2011 года? Пока неизвестно. Дело в том, что срок полномочий ныне действующего Комитета истек, а указ о его продлении до сих пор не появился. По слухам, систему государственных награждений у нас намерены коренным образом менять - не секрет, что традиция присуждения премий за научные заслуги во многом остается советской. Якобы планируется узаконить пять ежегодных Госпремий в области науки и техники, существенно повысив требования к их качеству, и, соответственно, вознаграждение. Сегодня довольно часто можно услышать мнение в поддержку такой идеи. Но зарождаться и вызревать, то есть публично обсуждаться, такие идеи должны в обществе, а не готовиться тайно, «под сукном» президентской администрации.

P.S. В денежном выражении размер Госпремии за 2010 год составил 180 тыс. грн., что на 10 тыс. грн. больше, нежели в прошлом году. Для сравнения: в РФ премия в области науки и технологий, вручаемая президентом, приблизительно в полтора раза больше; кроме того, в России существует премия правительства (40 таких премий вручается ежегодно), ее размер - 1 млн. рублей (около 280 тыс.грн.); в Беларуси учреждены три госпремии в области науки и техники, которые присуждаются один раз в два года, размер ее вознаграждения в два раза выше, чем у нас. В Казахстане раз в два года вручают три премии, каждая из в которых более чем в два раза «дороже» нашей.