Так у нас порой определяют уникальные технологии, «приземляющиеся» в результате конверсии в различных отраслях народного хозяйства. И в том определении — ни на йоту иронии, более того: восхищение красотой завершенности человеческой мысли, которая сумела, послужив ракетам и космическим кораблям, найти свое место в земной повседневности. Возможно, менталитет наш именно таков — лишь звездные трассы помогают найти путь к обустройству бытия, подобающего цивилизованному человеку?..
Так или иначе, но сколько ни приходилось бы посещать различные выставки, всегда поражал стабильный интерес к экспозиции Украинского НИИ технологии машиностроения. Объяснить этот феномен лишь вчерашней засекреченностью многих сфер деятельности УкрНИИТМ было бы слишком просто. Но дабы не усложнять, следует сразу отметить главное: «пришельцы из космоса» не воспринимаются как «инопланетяне», которым трудно подыскать применение в быту, они органично вписываются в наши нужды.
Многие разработки УкрНИИТМ уже сейчас успешно применяются в народном хозяйстве.
Например, отлично зарекомендовали себя не только в ракетных отсеках, но и в строительных, мебельных и многих других конструкциях сугубо гражданского назначения соты. Да-да, именно соты, вызывающие ассоциации с пасекой.
— Форма ячейки действительно позаимствована у пчел, — рассказывает Виталий Гайдачук, завкафедрой конструкции летательных аппаратов Харьковского авиационного института, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Инженерной академии Украины. Свое название сотовые заполнители получили благодаря геометрическому подобию пчелиным сотам ячеек первого заполнителя.
На снимках видно: соты заполняют пространство между двумя обшивками. Склеив последние без заполнителя, большой прочности не добьешься: они быстро деформируются. Разместив же между обшивками сотовый заполнитель, реально увеличиваем жесткость конструкции в 100 и более раз — таков эффект разнесения несущих слоев.
Таким образом, размещаемые между обшивками соты особо не отягощают конструкцию, ибо легки, но прочность — гарантируют. Именно поэтому трехслойные конструкции с сотовым заполнителем (СЗ) применялись в ракетостроении, авиации, космической технике... Сейчас их используют значительно шире — и скажем прямо: прогресс в направлении совершенствования по массе конструкций летательных аппаратов, различных технических объектов просто немыслим без применения трехслойных конструкций с СЗ.
...Виталий Гайдачук и доцент, кандидат технических наук кафедры производства летательных аппаратов ХАИ Александр Гайдачук прибыли в Днепропетровск с целью согласования программ дальнейшей (а сотрудничество с УкрНИИТМ длится около пятнадцати лет!) совместной работы. С точки зрения харьковчан, усовершенствование авиационно-космической техники невозможно без применения сотовых конструкций, создаваемых именно УкрНИИТМ. Лидерство этого института в создании всеукраинской школы по сотовым конструкциям апробировано временем, практикой. Следовательно, перспективы совместной деятельности сомнению не подлежат.
Большой интерес к «сотовому направлению» также у специалистов КБ «Южное», Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия, АНТК «Антонов», КТБ «Судокомпозит», «Укргипромебель»...
Чем же знамениты соты по-днепропетровски?
Если говорить о СЗ как таковом, прежде всего следует отметить: материал, которым заполняется пространство между двумя обшивками, наряду с основной функцией (быть легким и удерживать на определенном расстоянии основные элементы трехслойной конструкции) может и сам воспринимать некоторую часть действующих нагрузок, участвуя в работе конструкции в целом. Классический «пчелиный» шестигранник, как оказалось, таил в себе множество замечательных возможностей — стоит представить, например, как растягивается гофрированная ячеистая сетка... Одним словом, космос и ВПК требовали все более надежных, соответствующих тому или иному назначению сотовых конструкций — вот и возникла задача: нужны СЗ с регулируемыми физико-механическими характеристиками для создания оптимальных по массе сотовых конструкций.
Задачу успешно решили ведущий специалист УкрНИИТМ Владимир Сливинский и Виталий Гайдачук. Идеи кандидата технических наук В.Сливинского, сотрудников руководимого им подразделения в период конверсии оказались очень жизнеспособными в различных сферах «гражданки». Например, конструкции с СЗ хороши в элементах самолетов (крышки люковых проемов, створки для шасси, обтекатели антенн, облицовка багажных отсеков, потолки грузовых и пассажирских кабин). В судостроении сотовые заполнители применимы при изготовлении мачт, корпусов лодок, надпалубных сооружений, яхт. Автомобильная промышленность может, используя трехслойные конструкции с заполнителем, добиться снижения массы машин, повысить безопасность в аварийных ситуациях, что гарантируется способностью композитных сотовых структур рассеивать энергию удара. В предлагаемых специалистами УкрНИИТМ решениях по изготовлению строительных перегородок с сотовым заполнителем на бумажной основе заключаются такие преимущества, как снижение массы в 1,5 — 2 раза, экономия материальных ресурсов при одновременном снижении трудозатрат, повышение качества за счет хороших прочностных, звуко- и теплоизоляционных показателей. Перспективно также использование мебельных щитов с бумажным сотовым заполнителем, что позволяет расширить базу конструкционных материалов и возможности архитектуры мебели, более чем на 50% снизить массу изделий и расход натуральной древесины.
Ряд заинтересованных министерств и ведомств уже разрабатывают целевую программу по созданию и внедрению технологий производства сотовых заполнителей и изделий на их основе для обеспечения Украины и экспорта. Планируется введение в действие цеха по производству сотовых заполнителей для мебели на Красноильском деревообрабатывающем комбинате, предусматривается в плане капитального строительства на 1995 год создание производства заполнителей и сотовых щитов на базе одного из корпусов УкрНИИТМ.
Институт нашел «схему действий дня сегодняшнего» — и работает по-рыночному. Находя заказчика на ту или иную продукцию, УкрНИИТМ выбирает предприятие, способное произвести ее по прогрессивной технологии, — и таким образом находит «стык» между наукой, производством и удовлетворением конкретного спроса.
Безусловно, далеко не просто науке в нашем нецивилизованном рынке, но УкрНИИТМ вовсе уж отторгнутым, невостребованным быть не может — даже сейчас, когда всюду спад, сворачивание производства, дефицит средств на внедрение новшеств и т.д. Десятки заказчиков убедились: все, что предлагает УкрНИИТМ (ноу-хау; технологии; конструкторская и технологическая документация; обработка технологий в условиях конкретного производства; небольшие партии готовой продукции), отвечает самым высоким требованиям. Например, неразрушающие методы контроля, позволяющие обнаружить малейшие расслоения, несплошности, раковины и все такое прочее в металлах и неметаллах, сегодня потребителя интересуют мало: дескать, это в космос летают на технике, что «без сучка и задоринки», а для бытовых-то нужд...
— Но когда-то же потребуется сертификация любой продукции, — убежден главный инженер УкрНИИТМ Владимир Шелухин. — Поэтому — есть будущее у наших НМК, созданные институтом приборы, методы измерения, определения качества продукции понадобятся производителям разных товаров.
Сейчас УкрНИИТМ почти ничего не делает для «Южмаша» и КБ «Южное» (10 — 15 лет тому назад — до 70% договоров) и по заказам других оборонных предприятий (ранее — около 30% договоров). Непросто было переструктурировать всю деятельность института, однако многоотраслевой характер деятельности УкрНИИТМ, его научный, интеллектуальный потенциал дали возможность «шагнуть» из ВПК сразу во многие сферы гражданского производства, сохранив максимум ценных наработок. А их за более чем тридцатилетнюю деятельность достаточно, чтобы сделать уже сегодня реальный вклад в обновление всего машиностроительного комплекса Украины.
Немного истории. До октября 1986-го институт был головным по ряду технологических направлений в составе союзного министерства. В октябре 1986-го приказом министерства было создано НПО «Южное» — и оно вместе с КБ «Южное» и «Южмашем» вошло в его состав как структурная единица, Днепровский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (НИИТМ). Согласно постановлению КМ Украины от 24.09.91 и приказу Госкомитета Украины по оборонной промышленности и машиностроению институт был принят в ведение Гособоронпроммаша Украины и получил статус уже сегодняшний — УкрНИИТМ. Создаваемый для решения технологических задач производства изделий ракетно-космической техники (в первую очередь — продукции КБ «Южное» и «Южмаша»), отраслевого обеспечения ряда технологических направлений, институт достиг высот, о которых говорят штампом — «уровень мировых стандартов».
— Принято считать, что предприятия оборонного комплекса имели сверхблагоприятные условия для работы, но это — преувеличение, — рассказывает директор УкрНИИТМ, кандидат технических наук Леонтий Иванов. — Мы работали в условиях жесточайшего дефицита времени, ресурсов, мощностей... Наш институт не имел какой-то особой базы, уникального оборудования... Но зато можно смело говорить о приоритете инженерной мысли, инициативы научных работников, их квалификации, преданности делу... В гораздо худших, чем, например, у американцев, условиях наши специалисты решили вопросы технологического обеспечения основных ракетных комплексов на уровне зарубежных, но со значительно меньшими затратами — и не только за счет более дешевой рабочей силы. Практически в институте в наиболее напряженные периоды были представлены все технические пределы как классических направлений, так и связанные с современными материалами.
Институту удалось оперативно решить проблемы конверсионного плана (сегодня здесь объем работ достигает 95%). Технологии отделения гальванических, лакокрасочных покрытий применимы, оказывается, даже к посуде. Да и многое другое, что касается «приземления» в разные сферы наших потребностей чудесных (сверхлегких, сверхнадежных) материалов, тонких технологий. А ведь когда-то мы и не думали, что все эти потрясающие открытия придут в быт — и ради быта вряд ли (так считать было в порядке вещей!) создавали бы разработки, способные дать человеку комфорт, оздоровить экологию... Вот нужно было что-то легче металла во имя снижения веса космического корабля, ракеты — даешь соответствующие материалы! Нужны сверхнадежные методы контроля — и есть они, сверхнадежные! Природные же ресурсы в то время использовались по-варварски, быт человека не цивилизовался — и совсем не случайно получила страна определение «Верхняя Вольта с ракетами»...
Сегодня человеку постепенно возвращается все, что брал у него ВПК, что уходило в космос (как видим, небезвозвратно!). Например, многие достижения науки помогут справиться с проблемами дефицита природных ресурсов Украины — и в первую очередь речь идет о лесе (дерево успешно заменяют уже описанные конструкции с сотовыми заполнителями) и металле (недра не бесконечно богаты, а трубы, другие изделия из стеклопластика не хуже, чем металлические; осваиваются технологии производства труб, другой продукции из базальтопластика).
Все это и многое другое будет представлено на выставке «Новые технологии и материалы в машиностроении», которая состоится в 1995 году. Руководство области, города поддержало инициативу УкрНИИТМ провести выставку именно в Днепропетровске. Ведь наш регион уникален именно сочетанием научного потенциала с производственным — где же, как не здесь, организовать мероприятие, призванное сориентировать производителей на открытия, новинки, изобретения, предлагаемые учеными, которые продолжают творить, несмотря на испытания экономическим кризисом...