UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИНЦ ИЛИ НИЩИЙ?

Первая интернет-конференция на тему «Российская наука и СМИ» прошла на сайте Московского представительства Фонда им...

Автор: Валентина Гаташ

Первая интернет-конференция на тему «Российская наука и СМИ» прошла на сайте Московского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра. Благодаря участникам из ближнего и дальнего зарубежья, она, по сути, стала международным форумом для обсуждения более широкой проблемы «Современная наука и общество».

Итоги интернет-форума и планы на будущее по исследованию темы «Наука и общество» были обсуждены в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН на «живом» «круглом столе», в работе которого участвовала и автор этих строк. Одна из дискуссий развернулась вокруг темы, сформулированной как «Образ ученого в СМИ».

В наших СМИ наука представлена прежде всего двумя категориями персонажей. Это, во-первых, украшенные благородными сединами корифеи, когда-то добившиеся серьезных результатов в исследованиях, и, во-вторых, различного ранга чиновники от науки со званиями и регалиями, считает заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, доктор философских наук Эдуард Мирский.

А основные результаты в науке получают исследователи до 40—43 лет. Среди исполнителей грантов Российского фонда фундаментальных исследований заметно растет только количество молодежи 23—26 лет. За последние четыре года их доля увеличилась примерно в полтора раза. Дальше — в возрастной группе 28—40 лет — следует провал. Его глубина увеличивается с пугающей скоростью. Дело в том, что если даже молодой, талантливый и увлеченный специалист соглашается какое-то время мириться с низкой оплатой труда и архаичностью научного инструментария, то он быстро убеждается, что в организационной среде современной российской науки ни его талант, ни его результаты никому, кроме него самого, не нужны.

К сожалению, за рамками сообщений и дискуссий остаются острейшие проблемы российской науки, в том числе и проблемы сохранения и развития самой продуктивной группы ее работников. Между тем в связи с построением общества и экономики, основанных на знаниях, именно эти проблемы занимают одно из центральных мест во всех цивилизованных странах. Там к их обсуждению в СМИ привлекаются как раз те люди, которые заинтересованы в построении такого общества и непосредственно занимаются практическим решением связанных с этим проблем.

Даже в тех случаях, когда журналисты преисполнены сочувствия к науке, они явно тяготеют к формированию ее образа как нищего с протянутой рукой, считает доктор психологических наук, директор Центра науковедения Института естествознания и техники (ИЕТ) РАН Андрей Юревич.

Благоприятный образ науки можно сформировать только в прагматическом контексте, а возродить веру в нее — только акцентируя ее возможности. Вспоминается анекдот о Ходже Насреддине. Увидев тонущего человека, который напрасно кричал стоящему на берегу «дай руку», он посоветовал ему кричать не «дай», а «возьми», что тут же принесло успех.

Так, во время нарастания в США недовольства населения по поводу приглашения большого количества ученых из-за рубежа штатовские журналисты проявили прагматичный подход. Они продемонстрировали обывателю, что доходы, принесенные одним только открытием Э.Ферми, окупили все расходы правительства по привлечению иностранных ученых.

В США или Англии примерно три четверти всех выступлений в СМИ по проблемам науки приходятся на долю медицины, биоэтики и биотехнологий, затем следуют науки о поведении, космонавтике и инженерия. На почтительном расстоянии от них находятся политические науки и экономика. Такое распределение интересов естественно для нормальных людей, озабоченных не экономическим выживанием, а качеством жизни и оздоровлением окружающей среды.

С ностальгией вспоминая об уровне поддержки науки в СССР, необходимо четко понимать, что во времена противостояния двух мировых систем руководство страны осознавало острую необходимость науки для поддержания на должном уровне стратегического потенциала. И ракетно-космическая отрасль, и подводный ядерный флот, и современная боевая авиация требовали соответствующей научно-технологической базы и соответствующего финансирования научных разработок, что, в конечном счете, и привело к появлению в этих областях ряда выдающихся научных и конструкторских школ.

Для повышения реноме науки и ученых в обществе была задействована вся грандиозная пропагандистская машина тоталитарного государства. Писались книги о конструкторах и инженерах, снимались фильмы о физиках-ядерщиках, миллионными тиражами выходили брошюры общества «Знание» и научно-популярные журналы. Каждая победа в космосе или ввод в эксплуатацию новой атомной станции становились поводом для всенародного ликования и гордости за достижения «социалистической» науки. Народ знал своих героев хотя бы под обобщающими именами, вроде генеральный конструктор.

Огромная империя развалилась, и наука, привыкшая к безмятежному существованию под крылом КПСС и советского правительства, столкнулась с новыми реалиями. Что же сейчас нужно предпринять, чтобы о нашей науке знали, чтобы ее уважали и хотели в нее вкладывать средства?

Во-первых, поднять уровень грамотности в области экономики в целом и коммерциализации науки в частности среди самих ученых. Чтобы тебя услышали и поняли, надо говорить с собеседником на одном языке. С коллегой — на уже освоенном языке науки, а вот с промышленником и коммерсантом — непременно на языке экономических показателей и перспектив.

Во-вторых, вне зависимости от возраста и заслуг осваивать новые технологии донесения информации до аудитории. Неумение пользоваться основными компьютерными программами в наши дни по силе негативного воздействия на собеседника равносильно неумению читать. Нежелание внедрять современные информационные технологии на уровне организации равносильно добровольной ссылке без права переписки: одни быстро забудут о вашем существовании, а другие и не знали никогда.

В-третьих, признать, что в новых экономических условиях целый ряд функций, связанных с продвижением ваших идей и вашего научного центра, должен быть передан специалистам. Это могут быть сторонние организации, но лучше — свои специализированные подразделения, для чего следует предпринять все усилия как по модернизации штатного расписания, зачастую просто архаичного, так и по соответствующему подбору или переподготовке сотрудников.

Только так можно сегодня достучаться... до тех, от сотрудничества с которыми зависит реализация ваших идей, благосостояние научного центра. Только так наша наука может вернуть себе достойное и заслуженное место в обществе.