UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕВРАТИТСЯ ЛИ СТОЛИЦА В «ВОРОНЬЮ СЛОБОДКУ»?

Многие удивляются, как много в столице нынче ворон. Откуда берутся и что ищут здесь гигантские стаи черных птиц?..

Автор: Александр Рожен

Многие удивляются, как много в столице нынче ворон. Откуда берутся и что ищут здесь гигантские стаи черных птиц? Для любителей оптимистических формул ответ на эти вопросы можно сформулировать так: это ничего, что мы отстали от цивилизованных стран по всем мыслимым показателям, зато впереди планеты всей по… производству мусора на душу населения. И это еще не все — опасные отходы пытаются (и не безуспешно) завезти отовсюду в Украину. Вот один из способов «пристроить» отходы в нашу страну. Создается фирма-однодневка, к примеру в Германии, и направляет контейнер с опасным мусором другой мифической фирме, якобы работающей у нас. Подозрительный груз на украинской таможне стопорят и отправляют на отстой, где он замирает надолго — ведь за ним никто не явится, так как фирма-получатель, как и отправитель, уже приказала долго жить. И это лишь малая часть хитроумной «индустрии», которая превращает Украину во всеевропейскую свалку.

Ученые попробовали исследовать, какие животные останутся с человеком в случае, если экология «дойдет до ручки». Оказалось, когда на планете вымрет все живое, с нами останутся: клопы, тараканы, крысы и… вороны. Выгляните в окно — не о грядущем ли апокалипсисе каркают эти черные птицы?

Многие иностранцы, приехав к нам, спешат заявить в интервью о том, что украинцы ходят по золоту — стоит только нагнуться, и греби его лопатой. Мы скептически улыбаемся образности видения мира гостями. Валентин Сердюк, в отличие от других, не стал скептически улыбаться. «Я познакомился с выкладками о том, какой клондайк представляет собой мусор, валяющийся под ногами, — рассказал Валентин Михайлович, — и сразу же принялся за дело: вместе с другом начал собирать вторичное сырье. Вскоре поняли, что дело перспективное, если все нормально организовать. Я открыл СП с чехами. Правда, чехи, как соучредители, ничего не дали. Сам положил 300 у.е. на расчетный счет. Это позволило развернуться, дело пошло. Сейчас у меня на предприятии работает 35 человек. Не шикуем, но зарплату работающие у меня получают регулярно.

В украинской столице есть где развернуться — здесь производится 1 миллион 200 тысяч тонн мусора. Из них 170 тысяч тонн сжигается на заводе «Энергия», расположенном на Харьковском массиве. (Этот мусоросжигающий завод найти можно без проблем — в районе дышать нечем.) Кроме того миллион тонн мусора ежегодно попадает на свалку. В Украине нет ни одной нормальной свалки, все фильтраты идут в водоносные горизонты. Мы пьем эту гадость, а потом удивляемся букету болезней, которые нас одолевают.

— Я видел, — сообщил Валентин Сердюк, — австрийские мусоросжигающие заводы. Один из них находится в… центре Вены. Это свидетельство того, что он не засоряет окружающую среду: отходы сжигаются, полученное тепло превращается в электроэнергию, шлак идет на дорожное строительство — 100-процентная утилизация. Стоит завод 180 миллионов долларов. Предварительные расчеты показывают, что валовый доход такого комбината в Киеве составил бы 12—15 миллионов долларов ежегодно. Окупаемость — 10—12 лет.

Киеву нужно три таких мусоросжигающих завода. Сейчас перерабатывается не больше 8% отходов, а можно — 40%, то есть почти наполовину сократить объемы вывоза мусора и получить соответствующее сырье за счет вторичных ресурсов. Собственно, сейчас и понятия мусора в цивилизованных странах нет. Мусор — это та пыль, которую вы убираете пылесосом, а все остальное идет на переработку.

Но чтобы установить такой порядок, нам еще предстоит немалый путь. Посмотрите, какую продукцию продают на Западе — полуфабрикаты, а у нас половина или треть идет в очистки (картофель, лук, капуста). К примеру, в Германии свалок вообще не увидишь. На Западе для того, чтобы вывезти тонну мусора, нужно на свалке уплатить от 30 до 60 долларов. Естественно, там стремятся количество мусора свести к минимуму.

У нас много лишнего везут в город, потому что «Киевспецтранс» за вывоз мусора на свалку берет 8 гривен! А Киевская область и того меньше — 5 гривен. Кроме того, мусор бесплатно вывозится тысячами тонн. Повсеместно растут несанкционированные свалки. Нужно найти экономические рычаги, которые освободили бы природу от чудовищной нагрузки!

Один из возможных путей решения проблемы — установить высокие цены за отходы. Причем промышленные предприятия должны платить только из чистой прибыли. Тогда бы они отходы сортировали и уговаривали бы вторсырьевиков приехать и забрать — экономический рычаг сработал бы.

Я сейчас добиваюсь выполнения указания Президента о создании комиссии при Кабинете министров по использованию отходов производства и потребления, которая рассматривала бы предложения, вырабатывала постановления Кабмина и выходила на Верховную Раду во изменение законов. Тяжело, что нет государственной политики с отходами. Нужны законы, которые ставили бы всех в равные условия. Тогда и государству будет хорошо, и малому бизнесу. Благодаря Александру Омельченко в Киеве мы уже создали комиссию по использованию отходов. Зашевелились районные администрации. Надеюсь, что дело двинется.

К сожалению, пакет законов об отходах, принятый Верховной Радой, не достаточно обдуманный. По нему заготовительные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС. Как заготовитель, казалось бы, я должен радоваться. Но что получится из-за этой льготы? Если сегодня перерабатывающая промышленность платит нам с НДС, то завтра, когда этот налог снимут, снижение цены на вторичные ресурсы приведет к тому, что люди будут просто выбрасывать макулатуру. Поэтому изолированно от переработки заготовку сырья освобождать от НДС нельзя. Мы должны находиться в единой экономической цепи — это «преимущество» вымоет экономический интерес.

Но если государство пойдет на то, чтобы дать преимущество и переработчикам макулатуры, тогда сразу же возникает новый вопрос: почему не дать льготы еще и переработчикам полимеров? А затем металлурги возмутятся: а чем металлолом провинился? В итоге 70% промышленности освободится от налогов. Образуется трещина в бюджете… Выход один — немедленно отменить закон о льготах, все должны быть в одинаковых законных рамках.

Льгота должна быть в другом — в оплате за землю, электроэнергию, воду, коммунальные услуги, аренду. Эти льготы не наносят большого вреда бюджету. Фактически они предоставляются на городском уровне. И в этом есть логика — ведь выгоду, в первую очередь, получает город: чисто, наименее обеспеченная часть населения имеет возможность что-то заработать, плата возвращается в бюджет города.

Почему в Испании, Польше каждый хозяин на улицу выносит пакетик с рассортированным мусором: пищевые отходы, тряпье, бумага — все отдельно. Специализированные предприятия типа моего собирают его. Это и у нас можно сделать. Для этого необходимо составить накопительную ведомость, в которую вносится количество сданного мусора. Дворник вносит в ведомость, что вы сдали 5 кг макулатуры, 30 кг пищевых отходов и так далее. Я перечислю деньги в жэк. У жэка появятся деньги на ремонт, который у нас не делается десятилетиями. Предложение не однозначное, но надо искать, пробовать.

В Украине нет своего леса, нет целлюлозы. Из-за этого возникает еще один источник напряжения в экономике — приходится закупать целлюлозное сырье. Стране нужно около 500 тысяч тонн макулатуры в год, чтобы обеспечить всю бумажную промышленность. Однако если организовать все правильно, можно обеспечить свою бумажную промышленность. Сегодня завозится в Украину и вырабатывается здесь до 700 тысяч тонн бумажной продукции. Но если раньше у нас была мощная сеть библиотек и большое количество печатной продукции оседало в государственных учреждениях, сегодня бумага, в основном, идет на тару, упаковку, газеты и рекламные журналы, то есть представляет собой макулатуру, которая быстро возвращается в производство. В этих условиях 500 тысяч тонн мы вполне можем собирать. Но чтобы решить эту задачу, нужно четко решить вопрос с ценами.

Когда одна холдинговая компания регулировала эти вопросы, не было гонки цен. Но сейчас многое изменилось. В этом году украинские и зарубежные финансисты вложили средства в бумажную промышленность. Я им предложил собрать всех переработчиков и создать единый тариф на макулатуру, чтобы не было тарифной войны. Первый шаг к ней уже сделан.

Киевский картонно-бумажный комбинат платит 330 гривен за тонну макулатуры, Жидачов стал платить 350 гривен. Цены за считанные недели взвинтились на 30%. Фирма «Август» уже готова закупить 60 тысяч тонн бумажной макулатуры в Словакии и других соседних странах. Законодательные несуразицы приводят к тому, что в Украину, и так уже превращающуюся во всеевропейскую свалку, ввезут горы макулатуры.

Зачем? Достаточно разумно отрегулировать нормативную базу, и эти макулатурные ресурсы будут найдены у нас. От этого выиграют все — города станут чище, сохранится валюта, малообеспеченные люди, которые заняты сбором макулатуры, получат работу.

Я категорически против того, чтобы закупать макулатуру за рубежом. Почему мы должны оплачивать очистку земли Словакии, Германии, Италии? Тем более, что сорта с большим содержанием целлюлозы они нам не дают.

Если мы не остановим тарифную войну, то еще немного и придем к развалу заготовительных предприятий, так как наша макулатура никому не будет нужна. А вскоре наступит и развал бумажной промышленности.

Созданная государственная компания Укртарапереработка предлагает ввести тарифы на упаковку, а эти средства направлять на развитие таких предприятий — чистильщиков природы, как мы.

В чем нет никакого сомнения — надо ввести тарифы на упаковку для импортной продукции. В этом я поддерживаю Укртарапереработку. Кто завозит в страну товар — должен за тару платить, так как оставляет ее в виде мусора здесь. Я еще бы обязал всех поставщиков импортной продукции сдавать тару заготовителям и получать за нее деньги, как за вторсырье. А кто не сдал, снимать не только стоимость тары, а еще и 300% акцизного сбора.

— А внутренние производители тары «пусть сорят»?

— Здесь один путь — законодательно определить, чтобы тонна отходов стоила дорого. Если вы выпускаете отходы, за свои собственные деньги создавайте линии по их переработке. Вы посмотрите, что делается с пластиковыми бутылками — засорили пляжи, парки, лесополосы. Поляки предлагают за 1 миллион долларов поставить линию по их переработке с получением гранул высокой чистоты. Из них можно делать прекрасную пряжу, штапель.

Фирма «Тетра-Пак» собирается делать установку по производству плит для мебели из ламинированного картона. Я веду с ними переговоры и планирую собирать этот картон, которым усеяны все улицы. Такой замкнутый цикл должен быть на каждом предприятии.

Убежден, слишком легкомысленно мусорить на земле и думать, что она на это никак не отреагирует. Ой, как это еще нам аукнется!