UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОНАДОБЯТСЯ ЛИ АКАДЕМИКАМ ПАПАХИ

Вместо эпиграфа: «Приношу свои искренние извинения, что не смог прибыть к вам на семинар. Именно в эти дни в Украине началось крупное реформирование науки и высшего образования...

Автор: Юрий Большак

Вместо эпиграфа:

«Приношу свои искренние извинения, что не смог прибыть к вам на семинар. Именно в эти дни в Украине началось крупное реформирование науки и высшего образования. Подписан Указ Президента Украины Л.Кучмы о проведении реформ. Я включен в состав комиссии по подготовке проекта решений. Нам предстоит выполнить исключительно сложную и трудную задачу, результаты которой будут иметь решающее значение для реформирования экономики всей нашей страны. Мой отъезд в этот период времени даже на два-три дня практически исключен».

Читатель, вероятно, догадался, о каком периоде времени идет речь в цитируемом письме титулованного ученого и организатора науки к гостеприимным организаторам семинара, и ошибся. Ибо вышеприведенный отказ от участия в престижном научном семинаре в экзотическом Сингапуре связан отнюдь не с указом Президента Л.Кучмы от 13 октября 1997 года «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 19 сентября 1997 года «О состоянии научно-технической сферы Украины и безотлагательных мерах по повышению эффективности ее государственного регулирования», а датирован сентябрем 1995 года. И несмотря на некоторую пафосную окраску письма касательно «результатов, которые будут иметь решающее значение для реформирования экономики всей нашей страны», все же большинство наших ученых тогда искренне надеялись на реальность силы президентских указов. Однако, увы, как ни горько это констатировать, позиции украинской науки откатились далеко от рубежей, занимаемых ею осенью девяносто пятого…

Итак - указ. Попробуем взглянуть на него с полярных позиций: неукротимого оптимиста (НО) и закоренелого пессимиста (ЗП).

НО. Главным приоритетом в господдержке науки определено развитие инновационной деятельности под непосредственной опекой премьер-министра и при активном участии Миннауки. Поставлен вопрос о системном подходе к реформированию управления научно-технической сферой. Предписано наконец-то представить на утверждение Верховной Рады Концепцию научно-технического развития Украины. Предложен принцип объективно неизбежного сокращения числа научно-исследовательских учреждений, финансируемых из госбюджета путем аттестации последних и их конкурсного отбора. Предписано последовательно повышать общее финансирование науки и погасить имеющиеся задолженности по зарплате. Намечен путь возрождения оборонно-промышленного комплекса на основе финансирования научно-технических разработок новых видов военной техники из средств, полученных от реализации продукции ВПК. Отмечена необходимость совершенствования системы государственной научно-технической экспертизы инновационных и инвестиционных проектов и лицензионных операций. Намечено усилить международное научно-техническое сотрудничество путем введения в штат дипломатических представительств Украины научно-технических экспертов. Поручено улучшить подготовку кадров в приоритетных областях науки и технологий.

Выводы: наконец исполнительная власть по-настоящему повернулась лицом к проблемам науки Украины, причем в главном ракурсе - интересы национальной безопасности страны. Намечены концептуально выверенные конкретные действия в приоритетных направлениях путем развития наиболее важных и значимых инновационных проектов в национальных и международных масштабах. Акцентировано на изменении подхода к проблеме науки в Украине от госбюджетного содержания научных учреждений к государственному регулированию научно-технической сферы.

ЗП. После издания этого указа Президент Украины лично не отвечает за осуществление государственной политики в сфере науки и технологий, официально закрепив персональную ответственность за премьер-министром. Мера понятная, если учесть высокую степень доверия Президента к нынешнему премьеру, однако вызывающая сомнения при воспоминании о калейдоскопической в масштабах истории смене хозяев Кабмина.

Расширение полномочий Миннауки в вопросах борьбы за финансирование отдельных инновационных проектов является скорее поддержкой отдельных огневых точек на фронте боевых действий за спасение науки, не влияющей на общий характер и итоги войны. По сути, это все тот же передел тающего госбюджетного пирога.

Крайне удивляет поручение Кабмину в трехмесячный(!?) срок внести на рассмотрение Bерховной Рады Украины проект Концепции научно-технологического развития Украины. Неужели этому судьбоносному документу уготовлена печально известная участь вареного сапога? Почему в условиях вяло текущего удушения науки у организаторов последней не возникло ни желания, ни возможностей, не дожидаясь указа, широко и гласно обсудить и доработать концепцию на общенациональном уровне?!. Почему, наконец, в новом указе отсутствует главное - официально задекларированные государственные приоритеты в научно-технической сфере - основы основ реформирования науки?!.. Зато в лучших традициях неисчислимых постановлений Политбюро ЦК КПСС, скажем, о повышении производства носков, мужских трусов и мыла, несколькими лаконичными кинжальными указаниями намечен путь сокращения институтов - по результатам их аттестации. Чем завершится аттестация - заранее и хорошо известно... На плаву останутся институты, чьи директора находятся в верхней части административно-бюрократической иерархии управления науки. А вместе с неугодными капитанами на дно пойдут и их экипажи, включая несостоявшихся Вавиловых и Ландау... Вновь, как и прежде, судьба науки решается на уровне обезличенных административных единиц в интересах аппарата управления, игнорируя движущую силу научно-технического прогресса - творческое начало в лице талантливого ученого и его ближайшего коллектива.

Итак, указ Президента Украины скорее напоминает даже не команду «На старт!» реформирования науки, а «Внимание!». Впрочем, и за это от заждавшейся высшего внимания науки огромное спасибо! Ибо без данной команды одряхлевший организм украинской науки не привести в движение. Жаль только, что огромный хор научной общественности, постоянно звучащий в многочисленных и часто толковых публикациях в прессе, не услышан там, где нужно. Иначе реформирование науки проводилось бы на основе четко определенных судьбоносных для Украины приоритетов путем перегруппировки вокруг них наиболее творческих, дееспособных ярких личностей, больших и малых научных коллективов, пропуском в новую активную научную жизнь для которых была бы победа в конкурсах на решение спектра приоритетных задач.

А пока взбадривающие оптимистические вести об успехах очистки подсолнечного масла специалистами по очистке ракетных топлив сменяются радужными планами создания в ракетно-космической Украине трактора... Дух захватывает и заставляет забыть о тракторе и масле программа «Украинский йогурт»... Заманчиво создание отечественного современного и совершенного флюорографа... Какие, отнюдь, частные и по сути инженерные проблемы, господа! - скажет разумный читатель. А ведь подлинная драма состоит, пожалуй, в том, что больше и взбодриться нечем!.. Новый «ученый» указ, если дойдет дело до его реального воплощения, повысит удельную долю управленцев в сокращающейся, как шагреневая кожа, науке. Если аппроксимировать этот процесс, то в несколько гиперболизированной перспективе науку ждут ее переполненные академиками штабы, потерявшие свои армии, где научная элита будет консультировать и давать экспертные оценки по заказам различных ветвей власти. Еще далее мы придем к «выписыванию» из-за кордона высокооплачиваемых экспертов, как это было при реформаторски настроенных российских монархах. Во время горьких размышлений на эту тему вспомнился старый анекдот: в армянское радио поступил вопрос - почему у полковников папахи каракулевые, а у подполковников и майоров - кроликовые шапки? Потому, что на мозги похожи, - ответило радио... Не уготована ли нашей науке судьба, когда для последнего взбадривания не останется ничего другого, кроме указа о введении для академиков ношения полковничьих папах?..