UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польская наука привлекает бизнес

Польша продолжает реформировать сферу высшего образования и науки. Государство не только привлекает средства европейских фондов, раздает стипендии и гранты, но и ищет возможности для того, чтобы в университеты пришел бизнес.

Автор: Ольга Рось

Польша продолжает реформировать сферу высшего образования и науки. Государство не только привлекает средства европейских фондов, раздает стипендии и гранты, но и ищет возможности для того, чтобы в университеты пришел бизнес. Первые успехи уже есть. Больше об этом - в интервью с вице-министром науки и высшего образования профессором Яцеком Гулинским.

- Господин профессор, число украинцев, ежегодно выезжающих получать высшее образование в Польшу, растет. В прошлом году из Украины было около 10 тыс. студентов. Многие считают, что это прямой результат реформы высшей школы и науки, начавшейся в 2010–2011 гг.

- Вы знаете, у нас шла довольно продолжительная публичная дискуссия в ходе подготовки этих реформ. И, наконец, мы приняли два основных закона, которые должны принципиально изменить польскую науку и высшую школу.

Главным успехом, считаю, является то, что эти законы органически вливают нашу высшую школу и науку в европейскую систему. В результате польские ученые получили возможность подавать свои исследовательские проекты на конкурс для их финансирования из средств Европейского Союза. Уже сейчас можно увидеть результаты сотрудничества польских ученых с лучшими европейскими научными группами. Разумеется, это сказывается на развитии не только науки, но и высшей школы в целом.

- Интернационализация высшего образования и науки - это важное достижение. Но удалось ли обеспечить государственное финансирование для научных исследований в университетах, ведь это было одной из ключевых целей реформы?

- Это наше второе направление, а потому мы задавали себе вопрос: что необходимо сделать, дабы сориентировать науку на получение результатов, способных превратиться в новые технологии, продукты?

Я всегда напоминаю: миссия ученого - это изобретение, идея, открытие, новое понимание окружающего мира. Тогда как инновация - это превращение этого изобретения в конкретный продукт, который должен принести экономическую выгоду. При таком определении четко видно, что инновационность - это вопрос сектора экономики, а открытие - сектора науки. В продолжение этой мысли скажу: высшая школа и наука несут ответственность за изобретения выпускников университетов. Мы, как министерство науки и высшего образования, ответственны за подготовку выпускников - сообразительных, предприимчивых и открытых к миру. И не имеет значения, где они будут реализовывать себя: в науке, бизнесе, политике или культуре. Главное, чтобы у них были светлые головы.

Вторая составляющая нашей ответственности - это новые технические решения, т.е. технологии и их реализация на практике. И третья задача - воспитание выпускника, который соединит свои университетские изобретения с предприимчивостью и сам станет предпринимателем, будет развивать свой бизнес.

Уже создано национальное учреждение, распоряжающееся средствами на научные исследования, - Национальный центр исследований и развития (Narodowe Centrum Badan i Rozwoju). Он ориентирован на прикладные науки и грантовую помощь. За другие исследования отвечает Национальный центр науки (Narodowe Centrum Nauki). Эти учреждения приобщают научную среду к культуре получения грантов.

У нас уже нет такой ситуации, когда czy sie stoi, czy sie lezy, to sie nalezy ("хоть стоишь, хоть лежишь, а что положено - получишь"). Все средства предоставляются только на конкурсной основе, и побеждают самые лучшие. Министр науки и высшего образования Барбара Курдицкая недавно сказала, что даже если нам придется финансировать меньше проектов, то все равно должны выбирать самые качественные.

- Гранты министерства - это хорошо. Но удалось ли привлечь деньги бизнеса?

- Есть некоторые предложения. Известные фирмы приходят в министерство и предлагают свои инвестиции в размере 100–200 млн злотых на исследования в определенной сфере. Мы тоже инвестируем равноценную сумму в наши научные подразделения, академию наук, и они работают совместно с бизнесом.

Да, можно сказать, что бизнес диктует свои условия и будет пользоваться результатами исследований. И мы должны приучить наш бизнес инвестировать в научные исследования. Сегодня в Польше две трети исследований финансирует бюджет страны, тогда как в других странах ЕС наоборот - бизнес. Достичь такого результата за первые два года нереально, но заметить положительную тенденцию в этом направлении уже можно. Если три года назад затраты бизнеса на исследование и развитие составляли 2–3 млн злотых в год, то сейчас они в четыре раза выше. А в 2016 г. должны быть в несколько десятков раз выше. И вопрос не только в том, чтобы бизнес вкладывал деньги. Задача стоит шире: чтобы предприниматели и бизнес определяли свои собственные потребности в научных исследованиях.

Доныне в нашем государстве было только два небольших поощрения, касающиеся двух узких сфер. Теперь вместе с министерством экономики пытаемся убедить министра финансов, что недополучение на протяжении короткого периода (двух–четырех лет) части налогов компенсируется очень скоро. Даже сегодня - в трудные для экономики времена.

- О каких именно налоговых поощрениях идет речь?

- Если коротко, не вдаваясь в детали, хотим, чтобы часть средств на исследования и развитие мы получали из налогов, выплачиваемых предпринимателями. И мы уже на последнем этапе внедрения еще одной новой инициативы - возможности для предпринимателей адресовать один процент налога на прибыль (PIT) конкретному научному учреждению, исследовательскому отделу. Не ограничиваем количество таких отделов, поскольку у некоторых фирм - такой оборот, что всего лишь одним процентом они могут профинансировать несколько научных отделов. Тем не менее, ограничиваем категории научных учреждений, потому что хотим, чтобы развивались самые лучшие. И могу заверить, что эта инициатива может заработать уже с января 2014-го.