UA / RU
Поддержать ZN.ua

PhD или кандидат «икс»-наук (к.х.н.)?

В истории встречаются два взгляда на сущность добра и зла: манихейский дуализм и христианский монизм...

Автор: Остап Одушкин

В истории встречаются два взгляда на сущность добра и зла: манихейский дуализм и христианский монизм. Манихейцы наделяли одинаковым бытием как добро, так и зло, тогда как христиане, начиная от св. Августина, не признавали за злом онтологической природы, объясняя его существование в мире исключительно отсутствием добра (как в физике тьма на самом деле не имеет собственного существования, а считается только отсутствием света). Как только началась дискуссия о том, нужна ли реформа образования в Украине, в первую очередь на уровне аспирантуры, складывается впечатление, что многие подходят к этому по-манихейски: или постсоветская модель образования признается «злом» и ее призывают заменить западной, «хорошей» моделью, или, наоборот, «советская» модель — это плюс, а западная образовательная система — минус. Не злоупотребляя философско-религиозной риторикой, все же целесообразно согласиться с августиновской идеей о том, что нет злой или плохой системы, а есть только менее или более совершенная («хорошая»). Или же, ссылаясь на еще одного авторитета — Сократа, сказать, что знание — это добро, то есть человек знающий всегда будет поступать хорошо, а плохо поступает человек не из-за испорченности своей природы, а из-за брака знаний.

Кто работал и работает в современной образовательной системе, не будет отрицать тот факт, что с образованием и наукой у нас не все обстоит благополучно. И речь идет не только об образовательном или научном уровне студентов, преподавателей и т.д., но и о великом множестве других дел, имеющих к этому отношение, — материально-техническом обеспечении, интенсивности и открытости коммуникации между учителями и учеными, научными руководителями и аспирантами и т.д.

Мне представился случай учиться за рубежом (Венгрия, Польша, США) и защитить докторскую диссертацию в Варшаве. Вернувшись работать в Украину, я не могу не стремиться к изменениям в нашей системе образования в определенных аспектах, которые, считаю, у нас значительно отстают от той же Польши. Необходимость таких перемен еще раз подтвердилась после проведения этой весной фокус-группы относительно состояния современной аспирантуры с аспирантами львовских вузов.

От своих коллег и по собственному опыту знаю, сколько необходимо «страдать» и какие «затраты» нужно понести аспиранту в Украине, желающему защитить диссертацию. На пути к диплому о научной степени он должен собственноручно написать два-три отзыва на свою же диссертацию и разослать их в разные университеты (откуда их получит уже как официальные отзывы), написать три рецензии на свою же диссертацию от членов ученого совета и обдарить «подписантов» «скромными» подарками. Осуществить несколько поездок в институт, назначенный ему ведущей организацией, чтобы получить экспертизу диссертации, тоже следует не «с пустыми руками». Предварительная защита на кафедре обычно соберет более широкий и нужный круг участников, если аспирант заранее пообещает «накрыть стол». Для организации же собственно защиты аспирантам иногда приходится обеспечивать проезд и ночлег двух официальных оппонентов за свой счет (приходилось слышать истории о наших «ученых-оппонентах», которые соглашались ехать исключительно в СВ или такси и ночевать не меньше чем в четырехзвездочном отеле). Чтобы получить приемлемую рецензию от оппонента, его придется финансово поощрить (не так, как официально определяет ВАК, — 56 гривнями), а благотворительным взносом от 100 до 500 долл. Ну и без чего уж, пожалуй, не состоялась ни одна защита на постсоветском пространстве, так это без традиционного банкета.

Справедливости ради отмечу, что описанный путь аспиранта является отнюдь не правилом, однако распространенным явлением, которое ВАК не по силам преодолеть априори.

Другая актуальная проблема с диссертациями — их «покупка». Интернет и пресса пестрят объявлениями о написании диссертаций «под ключ» — их стоимость колеблется от 2000 до 7000 долл. в зависимости от научной дисциплины и нужд клиента по дальнейшему процедурному сопровождению диссертации. В мире звание доктора наук — очень почетное, если вы работаете в академии, но это никак не вынуждает западных политиков или бизнесменов, далеких от науки, «покупать» себе эти звания, ведь его наличие не всегда является положительным атрибутом, поскольку непрямо указывает на вашу «непрактичность», «переобразованность».

В Польше такой институции, как ВАК, уже нет — каждая организация предоставляет докторскую степень и несет ответственность за уровень диссертаций. На защиту диссертации в Польше я не истратил ни копейки (хотя это не означает, что защита иностранцев в Польше бесплатная, — официальную (!) плату за процедуру защиты мне покрыло образовательное учреждение, в котором я учился). Какие же преимущества защиты в Польше по сравнению с Украиной? Назову только несколько, которых, надеюсь, будет достаточно, чтобы увидеть отличие между процедурами. В Польше нет фиксированных требований к диссертации: никто не считает страницы и не измеряет поля, основное внимание уделяется содержанию (!) диссертации — поставлена ли научная проблема, решена ли она соответствующим образом и с надлежащей методологией и т.д. Единственное, что от меня требовалось за все время, на протяжении которого проходила процедура защиты (то есть со дня утверждения темы), — это текст диссертации, публичная защита и предоставление короткого автореферата. Конечно, я также сдавал квалификационные экзамены — что-то вроде наших кандминимумов, — но делал это уже тогда, когда предоставил готовую диссертацию (у нас же большинство лиц, сдающих кандминимумы, так никогда и не защищают диссертаций), и, безусловно, я активно работал с научным руководителем, который помогал и литературой, и советами, и знакомствами с учеными, работавшими с подобными темами. Ни «поощрения» оппонентов, ни написания рецензий и откликов, ни организации «банкетов», ни даже расшифровки стенограммы защиты от меня не требовали. После защиты, когда я спросил о «банкете», это вызывало смех и реакцию типа: «Ох уж эти советские люди!..».

Сегодня вузы, объединившиеся в консорциум по внедрению университетской автономии, хотят предложить альтернативу (подчеркиваю — не «замену») современной модели аспирантуры, которую построят на базе старой инфраструктуры, привлекая лучшие западные наработки и украинских ученых. И если мы в самом деле заинтересованы в улучшении как нашего образования, так и развития науки, стоит дать им такую возможность. Ведь в современной аспирантуре они видят не «негатив», а только модель, которая требует усовершенствования в связи с необходимостью реагировать на трансформации, происходящие в политической, культурной и экономической сферах нашей страны. А уже время и результаты эксперимента — научные достижения выпускников аспирантуры-докторантуры — дадут нам возможность оценить его успешность. Пока из-за консервативности украинской аспирантуры лучшие выпускники наших вузов покидают родную страну и едут учиться за границу. Зная же ситуацию с наукой и образованием в Украине, нередко остаются там и работать. Возможно, экспериментальная PhD программа по гуманитарным и социальным наукам, которая начинает свою работу в этом году на базе Львовского национального университета им. И.Франко при поддержке Консорциума украинских университетов, предложит выпускникам наших вузов альтернативу выезду за рубеж и даст им возможность реализоваться в Украине. Вероятно, тогда среди нобелевских лауреатов мы будем находить имена не только выходцев из Украины, но и граждан Украины.