UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первая Украинская академия наук — Научное общество им. Шевченко (НОШ)

Историческая справедливость касательно Национальной академии наук Украины восстановлена не так давно — ее рождение стали связывать с временами гетмана Скоропадского (а не установлением большевистской власти!)...

Автор: Наталья Лебедева

Историческая справедливость касательно Национальной академии наук Украины восстановлена не так давно — ее рождение стали связывать с временами гетмана Скоропадского (а не установлением большевистской власти!).

Но история попыток организовать нашу науку в академию берет свое начало еще с 1873 года, когда во Львове было основано Научное общество им. Шевченко (НОШ), которое называют первой Национальной академией наук. С 1897-го по 1913 год НОШ возглавлял М.Грушевский. В 1907 году он основал еще одну организацию — Украинское научное общество (УНО). Создавая их, Грушевский пытался воплотить в жизнь идею Украинской академии наук.

Вопрос организации науки волновал не только Грушевского. Со времен гетманата Скоропадского у Владимира Вернад­ского и Николая Василенко также возникла идея государст­венного научного учреждения, которое бы собрало под одной крышей всех ученых. Таким образом начала работать комиссия по подготовке законопроекта о создании Украинской академии наук. Казалось бы, в основании единой государственной научной организации были заинтересованы все: Вернадский, Грушевский, гетман Скоропад­ский. Но Грушевский отказался от участия в комиссии.

Причины расхождения называют разные, среди них даже отрицательное отношение Грушевского к гетману. Но, скорее всего, главной причиной стали расхождения во взглядах Грушевского и Вернадского на схему развития академии: Грушев­ский более тяготел к гуманитарным, социальным наукам, украиноведению, а Вернадский предпочитал естественные науки. Однако в составе НОШ и УНО, возглавляемых Грушевским, были и естественные учреждения.

Некоторый свет на эти события проливает переписка по поводу создания академии между Грушевским и Вернадским. Для последнего образцом была Петербургская академия наук. Грушевский писал по этому поводу: «Вы знаете, что у нас сейчас нет достаточного количества ученых-украинцев за пределами украиноведения. Так что мы должны обратиться к русским. Пройдет еще немало времени, пока силы эти у нас появятся».

В свою очередь Вернадский считал: «Важно создать сильный центр научных исследований украинского народа, его истории, его языка, природы Украины. Конечно, нужно вести эти исследования в самом широком общечеловеческом масштабе. Нужно как можно скорее создавать кафедры и лаборатории, институты, которые сначала, возможно, и будут заняты русскими. Но положение скоро изменится, ведь должности в академии выборные. Очень скоро заявят о себе местные силы».

Каждое из научных учреждений, созданных в Украине, пошло своим путем. Назвать путь НОШ легким трудно — в 1939 году оно было ликвидировано, после чего возобновило свою деятельность лишь в 1947 году в Западной Европе и США (где известно как Shevchenko Scientific Society). Его отделения появились в Канаде, Австралии, Польше, Чехии, Словакии, и только с 1989 года — на территории Украины.

Работу всех филиалов Научного общества им. Шевченко координирует Всемирный совет. Деятельность ведется по нескольким секциям: филологическая, историко-философская, искусствоведческая, общественных наук, математически-физико-техническая, медико-биологическая. В Нью-Йорке общество организует и спонсирует научные конференции, коллоквиумы, симпозиумы, публичные доклады, предоставляет стипендии студентам, гранты ученым, постдокторские стипендии, дотации на научные издания и проекты.

Совместно с фондом «Украина—США» НОШ оказывает финансовую поддержку Киевскому математическому обществу и спонсирует математический конкурс для молодых математиков в Ук­раине. В состав математического общества входят более 300 ученых, преподавателей, студентов. Оно проводит научные коллоквиумы, семинары, лекции, участвует в меж­дународных математических конференциях. Возглавляет его профессор Сергей Коляда. Преподавая в свое время математику в Польше, Германии, он сделал вывод, что украинские студенты значительно сильнее, поскольку у нас есть своя школа, которая дает молодому математику прочную базу. Но в Украине, по его мнению, не созданы надлежащие условия, чтобы «поддерживать дух математики».

В подтверждение своей мысли профессор приводит следующий пример: в учебных заведениях Польши везде развешены доски, на которых студенты могут решать математические задачи в любое время! Это создает живую, творческую атмосферу — именно так, в спорах, студенты иногда и делают первые открытия.

К тому же в Америке, Германии, других странах мира имеется немало фондов, которые занимаются финансированием научных обществ (а их там, кстати, очень много). В Украине, к сожалению, ничего похожего.

На Западе даже появилась новая специальность — научный менеджер. Это специалист, который советует инвесторам, в какую научную область лучше вложить деньги. В Украине же сегодня ученые брошены на произвол судьбы — они вынуждены своими силами искать дополнительные заработки, ведь одной наукой у нас сыт не будешь. Из-за этого большинство потенциальных ученых идут в преподаватели. Но тут возникает другая проблема — преподавателям не остается времени на научную деятельность. А в науке нужно работать постоянно: если прекратишь — возвратиться очень трудно. То же самое происходит и со студентами и школьниками, которые выигрывают олимпиады, конкурсы. Зачастую из-за неблагоприятных условий они останавливаются на достигнутом, а для науки это настоящая катастрофа.

Работая в Киевском математическом обществе, Сергей Коляда вместе с другими учеными помогает новому поколению математиков раскрыть свои таланты. Уже есть первые результаты: нынешний математический конкурс для молодых математиков в Украине получил своего яркого победителя — Алексея Теплинского. На пути к реализации — идея создать с помощью НОШ аналогичный конкурс для физиков.

Победителям таких научных соревнований предоставляются стипендии и гранты на учебу за границей, возможность окончить аспирантуру в университетах США. Все это помогает выводить украинскую науку из затруднительного положения, в котором она сейчас оказалась.