Во всем мире сегодня ведутся лихорадочные поиски альтернативных источников энергии. Этой темой настолько обеспокоены правительства ведущих стран, что перспектива всеобщего энергетического кризиса даже потеснила острейший вопрос глобального потепления. Цены на нефть, а теперь и на газ, заставляют всерьез подумать о том, что же делать дальше? Похоже, как поется в известной песенке, это даже хорошо, что сейчас нам плохо — алчные нефтяные магнаты рубят сук, на котором сидят.
То, что на мини-Давосе в Киеве и премьер-министр, и Президент Украины столько внимания уделили вопросу избавления от односторонней зависимости страны от источников нефти и газа, выглядит на этом фоне вполне естественно. Аналитики предсказывают, что нефтедобывающие страны еще туже схватят за горло страны, потребляющие энергию.
В такой же кризисной ситуации в середине 70-х годов ответом развитых стран на первое резкое подорожание нефти стала политика энергосбережения. Тогда появились утепленные дома, двигатели стали более экономичными, машины более компактными. Чем ответят передовые страны на новый вызов?
В апреле на конференции в Баварии профессор Карл Хайнц Тетцлафф изложил концепцию энергетических перспектив человечества. Он считает, что в ближайшее время ситуация в мире кардинально изменится — новые источники энергии поменяют технологии, изменят внешний вид транспорта, послужат импульсом для развития отсталых стран и даже кардинально решат проблемы глобального потепления.
Профессор Тетцлафф утверждает, что в обозримом будущем локальные, повсеместно расположенные электростанции избавят землю как от уродливых линий электропередач, так и от современных мощных электростанций. Кардинальное решение проблем энергетического кризиса позволит большинству стран освободиться от тяжелой экономической и политической зависимости от стран–экспортеров нефти и газа. Одновременно это предотвратит множество конфликтов, в том числе и военных. Источником этих революционных изменений должна стать так называемая «зеленая энергетика».
Копию нашумевшего доклада профессора Тетцлаффа редакции «ЗН» предоставил академик Дмитрий Мельничук. «Недавно я вернулся из командировки в ФРГ, — рассказал Дмитрий Алексеевич, — и не могу не поделиться с нашей общественностью информацией об увиденной новейшей технологии получения водорода из биомассы (органического вещества растительного, животного или микробного происхождения), а также его использования как источника электрической и тепловой энергии в разных отраслях производства, на транспорте, в быту. Инициаторы и разработчики этой технологии (США, ряд стран ЕС) считают, что водородные технологии в недалекой перспективе станут наиболее эффективными как с экономической, так и с экологической точек зрения. По подсчетам ученых, такая страна, как ФРГ, сможет самостоятельно полностью обеспечить свои потребности в энергии, используя биомассу. При этом биомасса будет выращиваться лишь на половине собственных сельскохозяйственных угодий. Другой половины хватит, чтобы обеспечить свое население продовольствием. Правда, у этой идеи есть и оппоненты, но это, как правило, представители нынешнего нефтегазового бизнеса, которые видят в этой технологии своих основных конкурентов».
О том, что новая энергетика стучится к нам дверь, говорят и такие факты, приведенные Д.Мельничуком: «Водородная энергетика все увереннее заявляет о себе. Поэтому не случайно аграрная и биологическая наука в западных странах ориентированы на селекцию наиболее продуктивных с точки зрения ежегодного прироста биомассы растений. Среди них и различные быстрорастущие виды кустарников и деревьев.
Мелкие фермеры Германии сейчас активно продают свою землю более крупным землевладельцам — цена одного гектара земли в Баварии, к примеру, составляет в среднем 30 тысяч евро. А на вырученные деньги немецкие фермеры берут в аренду у нас или в России огромные земельные участки. Пока это делается, в основном, для посевов рапса и получения «биодизеля», но в перспективе полученная биомасса станет прежде всего источником продукции водорода и дешевой электроэнергии!»
Об использовании энергии биомассы, используемой для получения биогаза (из остатков растений, навоза) или этилового спирта (из растительных сахаров), или биодизеля (из растительных или животных жиров), в нашей прессе говорилось уже достаточно. Это тоже сегодня перспективный путь.
Разговоры о необходимости развития этого направления в Украине ведутся давно и даже проводятся успешные эксперименты в лаборатории Министерства агрополитики. Однако эти технологии так и не были доведены до практической реализации в стране. А тем временем уже сейчас значительная часть украинских угодий засевается рапсом и подсолнечником. Это делают не без выгоды западные фирмы. Получаемое при этом масло перерабатывается и используется в транспортных двигателях вместо солярки. Оно так и называется — «биодизель».
На Западе перешли от слов к делу очень быстро. Уже почти половина земель Франции, Германии и ряда других стран засевается рапсом с этой же целью. Во многих странах этиловый спирт также вносится как добавка к бензину. Этот вариант можно использовать и у нас, что значительно уменьшило бы импорт нефтепродуктов и дало работу спиртовикам.
А сейчас хотелось бы спросить: кто консультирует Юлию Тимошенко в области энергетики? В ее выступлениях можно услышать о новых газо- и нефтепроводах, о будущем строительстве дорогих современных заводов по переработке нефти, но нигде ни слова о нетрадиционных путях решения энергетических проблем Украины. Видимо, консультанты премьер-министра ориентированы на уже сдающие свои позиции энергетические технологии. А не следует ли нашей стране сразу стать на передовые позиции, отказавшись в принципе от архаичных, экологически опасных путей получения энергии?
Попробуем, обратившись к специалистам, ответить на этот вопрос. Прежде всего, рассмотрим, как ученым удалось решить проблему выделения водорода из биомассы. Это достигается в специальных реакторах при температуре 850 градусов С и повышенном давлении с использованием специальных катализаторов. На выходе углекислый газ отделяется от водорода и используется по назначению (либо складируется в виде карбонатов). Водород же перегоняется по трубопроводам в любой конец страны для использования в качестве топлива или для получения электрической энергии на месте.
И это не фантастика. Подтверждением чему служит экспериментальное предприятие в г.Гюссинг (Австрия), производящее восемь МВт/час электрической энергии за счет использования водорода из биомассы растений. И таких предприятий в мире около 20.
Широкое использование «зеленой энергетики» намечено для обеспечения Нью-Йорка. Джордж Буш недавно заявил об этом как альтернативе, избавляющей США от привязки к капризам нефтяных магнатов. Уже к 2012 году, чтобы обезопасить крупнейший американский мегаполис от энергетических случайностей, в нем будут широко применяться биореакторы. К тому времени они возьмут на себя до 25 процентов обеспечения города электроэнергией.
Инженеры разработали так называемые водородные преобразователи, которые способны энергию водорода превращать в электрическую (50%) и тепловую (50%). Причем последняя так же может быть преобразована в электрическую. Тогда в сумме эффективность превращения химической энергии водорода в электрическую составит 93 процента!
О такой эффективности можно только мечтать при сжигании традиционных топлив. Затраты на 100 км пробега автомобиля на водородном топливе значительно меньше, нежели с бензиновым двигателем. А чего стоит близкая перспектива ликвидации, как предсказывает профессор Карл Тетцлафф, угольных электростанций? Их коэффициент полезного действия крайне низок, а экологический вред от загрязнения земли тяжелыми металлами и выбросами в атмосферу ангидридов различных кислот может довести окружающую среду до состояния коллапса. Не выдерживает никакого соревнования с водородной энергетикой с экологической точки зрения и атомная. Если этот прогноз сбудется, энергетику ждут большие перемены!
По предварительным данным, в следующем десятилетии Германия планирует инвестировать в водородную энергетику приблизительно 70—80 млрд. евро. Эти средства будут использованы на решение проблемы переоснащения двигателей, заправок, трубопроводов для водорода, а так же на изменение соответствующей промышленной инфраструктуры, научные исследования, подготовку кадров и т.п.
Ряд авторитетных ученых уверены, что не ядерная энергетика и не новейшие термоядерные электростанции, а именно водородная энергетика позволит совершить революционный прорыв в обеспечении человечества энергией, главной особенностью которой будет ее природное возобновление. Все это может стать основой благополучия будущих поколений и устойчивого развития природы и общества.
«Что касается Украины, — считает Дмитрий Мельничук, — мы должны сделать все возможное, чтобы наша страна стала своеобразным украинским Кувейтом по производству растительной биомассы и ее переработке как в пищевых, так и в энергетических целях. В связи с этим наша академическая наука (и Национальная, и Аграрная академии) должна безотлагательно искать пути, как включиться в разработку и практическое применение этого нового и чрезвычайно перспективного вида энергообеспечения потребностей людей в нашем государстве. Необходимо успеть сесть в этот поезд. Очень хотелось бы, чтобы эта информация дошла до наших высших властных структур и нашла соответствующую поддержку при формировании стратегических целей развития государства и в бюджетном процессе на 2006 год».
В Европе и некоторых других странах сельское хозяйство служит источником головной боли для правительств — оно дотационно. Это нередко вызывает серьезные конфликты, как, к примеру, разгоревшийся недавно между Англией и Францией. В связи с этим уместно напомнить: если сельское хозяйство будет масштабно производить энергию, оно снова сможет стать выгодной отраслью народного хозяйства. Это само собой снимет подобные острые проблемы.
В ЕС потребление продуктов питания не увеличивается с 1980 года. Рынок насыщен. Поэтому огромные площади сельскохозяйственных земель в Украине являются одной из причин того, почему на нашу страну косо смотрят в ЕС. Здесь считают, что, мол, своих фермеров не удается обеспечить работой, а тут еще придут украинцы с их богатейшими черноземами. Это приведет к кризису фермерства в ЕС…
Однако при ориентации на «зеленую энергетику» положение резко изменится, так как на свободных землях смогут выращивать энергетические растения. При этом доходы фермеров, по оценке профессора Карла Тетцлаффа, резко изменятся в лучшую сторону. Для бедных стран доход, достигающий 1000—3000 евро с гектара, является высоким. Это обстоятельство может послужить хорошей предпосылкой для быстрого развития многих небогатых стран.
Кроме экономического позитива, в пользу «зеленой энергетики» говорят и экологические прогнозы. Действительно, в отличие от процесса сжигания в тепловых электростанциях, в водородной энергетике не образуются нерастворимые шлаки. При этом минеральные вещества, заимствованные из почвы, могут быть полностью возвращены обратно. Главный вывод, к которому приходит немецкий профессор, — Европа обладает возможностью производить биомассу в таком количестве, чтобы полностью обеспечить себя энергией с помощью сельского хозяйства.
Положение крупных электростанций, опять же утверждает немецкий гуру «зеленой энергетики», сравнимо с положением динозавров — их время истекло. Гигантские электростанции в недалеком будущем не смогут выжить даже в том случае, если они будут… бесплатно поставлять ток в сеть.
Еще одно преимущество нового направления ощутит на себе транспорт — автомобили, поезда, корабли на топливных элементах будут намного комфортабельнее, экономичнее, дешевле, чем бензиновые или дизельные. В общем, даже при очень низких ценах на природные ископаемые старая отрасль энергетики не сможет не только конкурировать с новой энергетикой, но даже элементарно выжить в каких-то нишах.
И, пожалуй, самое главное: кровь за нефть больше не будет законом на планете, — уверен немецкий профессор.
На фоне всех этих радикальных трансформаций в мире энергетики озадачивают планы украинского правительства опереться на широкое развитие электростанций на угле и другом углеводородном топливе. Ведь передовой мир интенсивно движется в противоположном направлении.
Среди представителей украинской правящей элиты обращает на себя внимание привязанность к архаичным формам энергетического обеспечения. Пожалуй, нет ни одного ответственного лица (представители газовой и нефтяной отрасли не в счет — им быть противниками альтернативных источников энергии положено по статусу), которое проявило бы комплексное видение проблемы.
Так, один из наших наиболее продвинутых в этих вопросах политиков — председатель Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы Верховной Рады Геннадий Руденко активно ратует за переход автотранспорта на газ. Это прогрессивный путь, но он же не панацея и, главное, не единственный ведущий к цели.
По инициативе депутата ВР членкора НАНУ Станислава Довгого недавно состоялся представительный круглый стол. На нем была рассмотрена стратегия развития Украины, разработанная Временной специальной комиссией по вопросам будущего ВР. И опять — в тщательно выписанном разделе, который посвящен энергообеспечению Украины, о водородной энергетике ни слова. Можно допустить, что при составлении документа сработал принцип, который когда-то сформулировал Наполеон: если необходимо создать принципиально новое артиллерийское орудие, не следует ни в коем случае для его конструирования приглашать артиллеристов.
Зато в разделе этого труда, посвященном сельскохозяйственной индустрии, среди прочего обращает на себя внимание такая пророческая строка: «Украина развивает возобновляемую энергетику путем переработки сельскохозяйственного сырья и отходов с/х». Итак, хотя бы среди тех, кто формирует украинскую сельскохозяйственную политику, нашлись прозорливые люди, видящие перспективу. Остается надеяться, что это видение превратится в конкретные шаги и решения при формировании бюджета 2006 года.
Экс-президент Европейской комиссии Романо Проди, уходя со своего поста, сказал на прощание: «Я хочу, чтобы с моим именем было связано две вещи: расширение ЕС на восток и водородная энергия». Почему наши политики обращают внимание только на первую половину фразы?