UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРАФЕНОМЕНЫ: НА ПУТИ К ПОЗНАНИЮ

В последние годы возрождается острый научный интерес к ряду удивительных феноменов, называемых парапсихологическими (или парафеноменами)...

Автор: Константин Баландин

В последние годы возрождается острый научный интерес к ряду удивительных феноменов, называемых парапсихологическими (или парафеноменами). К ним относятся телепатия, психокинез, кожнооптическое зрение, ясновидение, псидиагностика, телепортация, дистанционные (психотронные) воздействия, экстрасенсорика, биолокация и т.п. Они характерны тем, что проявляют себя в природе косвенным образом, то есть не поддаются непосредственному восприятию с помощью наших органов чувств или известных науке приборов. Иными словами эти явления относятся к области сверхчувственного. Особое внимание людей привлекают те из них, которые прямо или косвенно оказывают влияние на экологию среды обитания, т.е. фактически связаны с проблемой экологического выживания.

При всей сложности и спорности проблемы парафеноменов научный подход к их исследованию может дать огромный научно-хозяйственный эффект. Это разработка и освоение альтернативных экологически чистых энергоисточников, создание принципиально новых, значительно более эффективных способов обмена информацией, безмедикаментозные методы диагностики и лечения, экстрасенсорика, как наука о потенциальных возможностях организма и новых видах рецепции, и многое другое.

Однако существует и противоположная, негативная сторона этой проблемы. В случае неуправляемого развития парафеноменальных знаний, что в значительной степени происходит уже сейчас, людям грозят самые непредсказуемые последствия. В связи с этим проблема изучения парафеноменов приобретает уровень актуальной задачи нашего времени.

Но отношение представителей научной общественности и государственной власти к проблеме парафеноменов более чем неоднозначно. Оно варьирует от безоговорочного признания до полного отрицания самой возможности проявления парафеноменов в природе. В то время, как различные направления «вненаучной» традиции познания (религия, оккультизм, мистицизм и др.), хотя и не однозначно, но достаточно успешно и полно давно уже объясняют и используют парафеномены на практике, наша официальная наука еще только пытается подступиться к ним. К сожалению, для ученого отрицание этих явлений все еще оказывается, как правило, признаком как бы хорошего тона, необходимым условием его научной респектабельности. Но вне зависимости от тех или иных взглядов, суждений и желаний парафеномены достаточно жестко и бесцеремонно входят в нашу жизнь геопатогенными зонами, «сглазами и порчами», полтергейстами, домовыми, перешедшими вдруг из сказок в реальность, и многим другим, тем, что не спишешь уже на фантазии или расстройства больного воображения. Оставаться в стороне от фактов реальности парафеноменов наука теперь просто не может. Масштабность научно-познавательской задачи в отношении парафеноменов свидетельствует о том, что эта проблема давно уже переросла свой изначально младенческий уровень в науке и вышла за рамки исследований частных любителей-энтузиастов. Очевидно, что пришла пора развернуть широкомасштабные научные исследования парафеноменов, имея в виду, что все они, в принципе, познаваемы, а следовательно, их природа и механизмы не только могут, но и должны быть раскрыты в ходе научного исследования.

В основе любых парафеноменов лежат явления психо-энергетических воздействий (ПЭВ), под которыми подразумевается комплекс особого рода силовых воздействий сознательной воли живых организмов. Эти воздействия проходят на неизвестных пока науке энергоинформационных уровнях. Тем не менее они материальны (в широком смысле трактования понятия материя) и обнаруживают себя, хотя и косвенно, но достаточно ощутимо, и способны воздействовать на все известные царства природы — минеральное, растительное, животное, человеческое, а также на различные явления. Материализованным агентом-носителем ПЭВ служит психическая энергия, которая сама по себе не может быть пока обнаружена непосредственно, с помощью органов чувств либо имеющихся в распоряжении научных исследователей приборов. В основе ПЭВ лежит некая особая реальность, в принципе отличная от той материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания.

Современной науке прежде всего необходимо преодолеть психологические барьеры, связанные с признанием существования необычных форм материи, а также преодолеть и методологические сложности, ибо нужно иметь именно те методы научного познания, которые могли бы обеспечить прорыв научной мысли в сферу парафеноменальных знаний.

Однако, современная наука оказалась к этому пока совершенно не готова. Более того, те формы, в которых она в настоящее время существует, принципиально исключают даже саму возможность такого прорыва. Хотя наука все настойчивее, на базе эксперимента, пытается подойти к проблематике парафеноменов и в сфере естественно-научного опыта достигает некоторых результатов, в попытках объяснить их суть и механизмы реализации она пока еще очень далека от реального успеха. Надо сказать, что такое положение дел в современной науке предопределено целым рядом объективных научно-исторических причин.

Дело в том, что на определенном, достаточно важном для развития науки историческом рубеже произошла подмена науки естествознанием, которое совершенно не равнозначно понятию науки в целом. Естествознание само по себе — лишь одна из сторон целостного научно-познавательского процесса. Однако, в результате такой подмены из науки был изъят комплекс наиболее ценных понятий, обобщающих и соединяющих ее в единое, гармоничное и целостное мировосприятие. Эти понятия были связаны с познанием мира первопричин, мира, стоящего за природой, но являющегося по отношению к ней первым.

Область исследования этого, скрытого от непосредственного наблюдения мира принадлежит метафизике. Это наука, предметом которой служат категории бытия-небытия, свободы, души и духа, силы, материи, истины и природы, Божественного и Абсолютного.

Говоря о науке в широком смысле этого слова, необходимо помнить, что наука образует сущность человеческого знания, она есть совокупность знаний, упорядоченных согласно некоторым принципам.

Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь в действительность, в элементы бытия и событий, т.е. во все более глубокое познание их связей и всеобщей связи действительности, которую мы называем МИРОМ, и Наукой в истинном смысле является именно наука о МИРЕ.

Как отрасль культуры наука существовала не во все времена и не во всех народов. Родоначальниками науки, воплощающей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. Именно поэтому в Западной Европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения Мира, перешла к постижению его в понятиях. Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную отрасль, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившихся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, не нарушали целостности науки и картины Мира.

В эпоху христианского средневековья наука продолжала развиваться как гармоническое целое, и в этом целом важнейшее место принадлежало метафизике. Познание метафизических категорий определяет духовный облик человека и составляет, говоря словами Канта, его «неистребимую потребность». Выполнить свою обширную задачу метафизика пытается путем описания загадочных глубин бытия, его богатого многообразия и наряду с этим путем построения и толкования связи всего сущего.

Таким образом, интегрированное понимание науки как единого процесса познания, направленного на целостное постижение Мировой реальности во всем многообразии ее направлений оставалось в истории европейской культуры вплоть до конца средних веков и только позднее произошла постепенная (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта новая наука (естествознание) начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания научных результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована математическая закономерность развития природы. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о Мире в целом.

Основой нового естественно-научного мировоззрения при этом стал рационализм, который представлял собой совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок — с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей — с объективной.

На основе рационального мышления развился материализм, который до настоящего времени является господствующей мировоззренческой системой в науке. В самых крайних своих проявлениях это грубо примитивный материализм, детищем которого в частности является воинствующий атеизм. Надо ли говорить о том, что с этим явлением общественной жизни были связаны далеко не лучшие периоды нашей истории.

Продуктом естественно-научного материалистического мышления является современная естественно-научная физическая картина мира (ЕНФКМ), которая в своей сути отражает физические свойства и законы движения микрочастиц, полей, а также макроскопических тел, космических объектов и систем. Современная ЕНФКМ в науке выступает как общетеоретическое ядро различных физических дисциплин и обеспечивает интеграцию бурно прогрессирующего знания о Мире.

Декларируя через ЕНФКМ материальное единство Мира, все известные современные физические теории, однако, отражают не Мир в целом, а лишь ту его часть, которая доступна нашему непосредственному, чувственному (либо с помощью приборов) наблюдению. Не удивительно, что и человек в современной физической картине Мира представляется хотя и венцом природы, ее царем, но все же не более чем разумным млекопитающим (по сути, мыслящим животным), сознание которого обусловлено его так называемой высшей нервной деятельностью, подразумевающей, в конечном итоге, лишь физиологическую биоклеточную деятельность мозга.

Таким образом, современная картина Мира не оставляет места никаким явлениям за пределами «физического» и вне физиологических процессов анатомического человека, высшими из которых считаются процессы клеточно-мозговой деятельности центральной нервной системы.

К счастью, Мир и Человек в нем необозримо шире и глубже того мира и того человека, которые доступны методам эмпирического естественнонаучного познания. Только возврат к метафизике и признание целостного способа рассмотрения бытия во всех областях науки способны преодолеть ее кризис и обеспечить слияние частных наук и философии в единую науку жизни. Только такая наука жизни, в самом широком смысле, способна преодолеть психологические барьеры, связанные с признанием существования особых форм материи, не поддающихся обычному естественнонаучному исследованию. И только такая наука преодолеет методологические трудности, даст «зеленый свет» совершенно новым для процесса научного познания методам, которые как раз и обеспечат прорыв научной мысли в сферу парафеноменальных знаний.