UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отсутствие технопарков порождает скрытую коммерцию

Поводом для написания этой статьи послужило грустное предположение, что людей, знающих, что такое настоящий технопарк, у нас не так много...

Автор: Игорь Шевченко

Поводом для написания этой статьи послужило грустное предположение, что людей, знающих, что такое настоящий технопарк, у нас не так много.

Одно из его определений можно сформулитровать так: технопарк — комплекс мероприятий, организуемых государством, по созданию условий для зарождения наукоемкого бизнеса. Попросту говоря, технопарк — это инкубатор по разведению частных компаний, использующих передовые научные достижения и технологии для создания коммерческого продукта. Внешне технопарк представляет собой комплекс помещений, приспособленных для проведения работ, требующих специального оборудования и инфраструктуры.

В развитых странах эти структуры располагаются при крупных научных центрах. Пользователями технопарков являются маленькие частные фирмы, учрежденные, как правило, молодыми учеными в возрасте 25—35 лет, защитившими PhD и стремящимися начать конкурентоспособный бизнес. Без соответствующей помощи на начальном этапе появление высокотехнологичного бизнеса просто невозможно. Чем сложнее научная концепция, заложенная в основу бизнес-проекта, тем бoльшая поддержка должна быть оказана. Обычно услуги технопарка после соответствующего обсуждения бизнес-проекта независимыми экспертами предоставляются на период до 5—7 лет. За это время необходимо отработать технологию, найти партнеров и, самое главное, потребителей продукции. Финансовая деятельность компании в этот период находится под непосредственным контролем какого-либо банка (как правило, частного), который может оказать необходимую помощь, но одновременно контролирует каждую сделку и следит за тем, чтобы все усилия начинающегося дела до последней копейки были направлены на развитие бизнеса. Банк имеет свой интерес, так как в случае успеха всего проекта его поддержка будет вознаграждена. А в случае неуспеха, что периодически случается, затраты могут быть иногда компенсированы государством за счет налогоплательщиков. Слово «иногда» означает, что если фирма прогорает, особенно уже успев потратить заем, тогда дело может дойти и до расследования с весьма неприятными последствиями. Так что спасти может только абсолютная честность.

К сожалению, в наших реалиях технопарками объявляются предприятия, в которых работают десятки и более людей и использующие уже достаточно разработанные и налаженные технологии.

Есть в обсуждаемой теме еще один важный аспект — в недрах наших научно-исследовательских институтов встречаются предпринимательски настроенные люди, которые стремятся начать бизнес, основанный на научном опыте. Однако из-за отсутствия настоящих технопарков они фактически занимаются скрытой коммерцией на рабочих местах, маскируя свою деятельность под науку и используя инфраструктуру институтов не по назначению. Тем немногим, кто юридически оформил свой бизнес, не остается ничего другого, как арендовать площади у тех же институтов. Разумеется, директора институтов очень даже непротив иметь дополнительный доход... Такой симбиоз дополнительно цементирует существующую централизованную систему управления в НАНУ, поскольку при отсутствии нормальных технопарков эта категория арендаторов совсем не заинтересована в каких-либо реформах.