UA / RU
Поддержать ZN.ua

О КРИЗИСЕ НАУКИ И КРИЗИСЕ ВЛАСТИ

Ученый-генетик. Доктор сельскохозяйственных наук. Заведующий отделением агроэкобиотехнологии Института агроэкологии и биотехнологии УААН...

Автор: Валерий Глазко

Ученый-генетик. Доктор сельскохозяйственных наук. Заведующий отделением агроэкобиотехнологии Института агроэкологии и биотехнологии УААН. Профессором В.Глазко выполнены фундаментальные исследования по генетике животных.

Живет своим умом. Имеет собственную точку зрения на многие явления и вещи. Один из постоянных авторов «ЗН»

По определению знаменитого современного философа М.Мамардашвили наука существует по крайней мере в двух ипостасях - как элемент культуры государства и наука как инструмент познания.

Понятно, что наука как инструмент познания не имеет государственных границ и представители отдельной страны могут либо иметь, либо не иметь к ней отношения. То есть, это характеристика всего человечества как вида, его способ выживания и освоения новых жизненных ниш. Великий физиолог И.Павлов на основании своих исследований считал, что З.Фрейд ошибался, когда утверждал о существовании только двух инстинктов - воспроизводства и самосохранения. Он полагал, что имеется еще и третий - поисковый, исследовательский инстинкт, определяющий способность к эволюции.

Конец двадцатого века является кризисным этапом в реализации этого инстинкта у человека. Информационный взрыв требует новых методов систематизации и усвоения информации. Отсутствие таких методов приводит к блоку индивидуальной способности к формированию собственной, уникальной информационной продукции. Это как громкая музыка или просто шум - мешают петь певцу. Невозможно услышать себя. Невозможно полноценно перерабатывать поступающую информацию, выбирать необходимую и превращать в собственный опыт, незаменимый для дальнейшего движения. Может быть, это одна из причин современного кризисного состояния человечества, его конфликта с биосферой, с самим собой. Наука как способ познания переживает объективный кризис, обусловленный отсутствием необходимых новых способов работы с информационными потоками. Человечество захлебывается информацией, теряет пластичность, подвижность, снижает жизнеспособность.

Ну, это не первый кризис для нашего вида. Мне, как биологу, естественно верить в возможность человечества освоить им же и произведенную новую сферу жизни - информационную среду. Так же, как когда-то водную и воздушную, а где-то в будущем - и космическую. Тем не менее, информационный взрыв, как мне кажется, - самая главная проблема современного состояния науки как способа познания.

Что же происходит с наукой как элементом культуры в нашем новом, независимом государстве? Да то же самое, что со всей культурой. Быстро обучаемые научные работники уже оценили свою неангажированность этим государством, которым правят временщики. Только временщики могут допустить такое падение уровня образования и такой масштаб эмиграции квалифицированных специалистов. Более чем треть численности квалифицированных специалистов Украины либо уже эмигрировала, либо готовится к эмиграции. Остро стоит также проблема внутренней эмиграции, когда профессионалы-исследователи меняют специальность. Эмигрируют, как правило, самые активные, самые обогащенные тем самым поисковым, исследовательским инстинктом. Разрушается преемственность исследований, это и есть гибель национальной науки как элемента национальной культуры.

Полностью искажено в общественном сознании представление о науке и ее социальной функции. Временщики, естественно, требуют немедленной практической отдачи от научных исследований. Им нужно получить от нее прибыль - сегодня. Но, к сожалению, наука - это не коммерческий ларек по перепродаже наукоемких технологий, в которых уже реализовался чей-то научный поиск.

Нет денег на фундаментальную науку - не будет ни образования, ни экономики, ни независимого государства. Что такое госбюджет? Это результат практического применения методов, разработанных фундаментальной экономической наукой. Какова наука, таков и бюджет. Что такое современное медицинское обслуживание? Результат разработки методических приемов, появившихся в процессе развития фундаментальных биологических и медицинских исследований.

Это ведь от глубокой неграмотности, провинциальности существуют представления о том, что государство может быть и сохранять свою независимость, не развивая фундаментальные научные исследования. Убежденность в том, что в конце концов можно закупить чужие наукоемкие технологии и просто их использовать. А закупать-то кто будет? А использовать? Без развития фундаментальной науки государство очень быстро теряет свою независимость и превращается в чужой сырьевой придаток, рынок сбыта (сброса) чужой продукции. Что мы сейчас и наблюдаем.

Но проблема-то еще более масштабна. Научная деятельность потеряла свою престижность в нашей стране еще совсем недавно, но уже наглядно виден результат общего культурного упадка. Никакие праздники и фейерверки не могут этого скрыть. Более того, еще в XVIII веке было отмечено, что чем ниже уровень цивилизованности в государстве, тем пышнее праздники. Фундаментальная наука - это основа общего культурного уровня. В обществе всегда есть определенная система ценностей. И если становится непрестижным заниматься интеллектуальной деятельностью, естественно, становится престижным удачливо обманывать. Для этого, конечно, тоже нужен интеллект - но он другого свойства, зоологического. То есть это такие базовые зоологические поведенческие способности, свойственные животным, движимым этими двумя инстинктами - индивидуального воспроизводства и самосохранения - причем именно сегодня, сейчас. Сотни лет интеллектуального напряжения человечества в создании цивилизованных государств тут не работают, весь накопленный опыт просто отпадает само собой.

Понятно, что наше государство все-таки вынуждено поддерживать науку как элемент культуры, поскольку государства без науки не бывает. Наш эшелон власти это как-то понимает. Вот и поддерживает на бумаге некоторые такие структуры, обозначенные как научные, - министерства, академии, научные институты, комиссии и т.д. То есть это такой же миф, как и современное высшее образование в Украине или современное медицинское обслуживание. Или аграрный сектор. Все держится на накопленном ранее и на инерции. А вот уж как наши государственные структуры не интересует наука как инструмент познания, это даже трудно сформулировать. Хотя понять-то легко, и по отношению к этой власти мы оказались столь же «социально далекими», как когда-то в СССР. Но тогда нас вынуждены были использовать и поддерживать финансово, поскольку рассчитывали долго существовать, надо было наращивать военную мощь и так далее. Хотя вырастили Лысенко, загубили несколько поколений ученых. Тем не менее, при наличии финансирования снова вырастали исследователи, делались вполне приличные работы, перед уничтожением - кое-кто успевал реализоваться.

Сейчас государство попроще - пока еще вроде прямо никого не убивают, для уничтожения выбран более цивилизованный путь: лишить финансовой поддержки - и все дела. Наши государственные власти рассчитывают ведь только на сегодня по принципу - после нас хоть потоп. А необходимый для представительства перечисленный набор вывесок всевозможных академий, людей-мифотворцев об отечественной науке поддерживать и не очень дорого, и не очень сложно. Вот и выживают сейчас не ученые, а бюрократы от науки. Со степенями и званиями. Это и есть сейчас научная элита Украины.

Таким образом, как это ни печально, становится очевидным, что не страшны нам различные психогенные химические, физические, стрессорные и информационные загрязнители - достаточно пока еще богат генофонд, чтобы нашлись отдельные представители, способные преодолеть эти воздействия, а вот политику государства - преодолеть невозможно. И если оно своим неуважением ставит образование и науку в исключительно унизительную ситуацию неангажированности, ненужности новому государству, по сути, уничтожает эти сферы отсутствием финансовой и даже моральной поддержки - делать нечего. Остается только напомнить, что в истории не было государств, не заплативших за свое отношение к интеллектуальной деятельности по большому счету, начиная от Спарты и кончая фашистской Германией. Советский Союз, кстати, развалился потому, что проиграл войну экономических систем и наукоемких технологий. Надеюсь, понятно, что дело не в том, хорошо это или плохо, просто любое государство должно об этом помнить.