UA / RU
Поддержать ZN.ua

О КОНЦЕПЦИИ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ И ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ

В начале апреля этого года в комитетах Верховной Рады Украины распространен проект Концепции защиты населения в связи с чернобыльской катастрофой (регистрационный № 5215 от 24.03.00 г.)...

Автор: Юрий Соломатин

В начале апреля этого года в комитетах Верховной Рады Украины распространен проект Концепции защиты населения в связи с чернобыльской катастрофой (регистрационный № 5215 от 24.03.00 г.). Ознакомление с этим долго ожидаемым в депутатских кругах документом, разработанным по поручению Верховной Рады группой специалистов и ученых Кабинета министров Украины, МЧС Украины, НКРЗ Украины, НЦРМ АМН Украины, вызывает противоречивые чувства и серьезные концептуальные замечания. Но обо всем по порядку.

В первую очередь следует указать на односторонность, существенную неточность в формулировке самого задания на разработку проекта этого важного документа как Концепции защиты населения в связи с чернобыльской катастрофой. Это задание должно было бы стать только составной частью задачи по разработке проекта Концепции радиационной защиты населения Украины.

За время, прошедшее после аварии (1986 г.) на Чернобыльской АЭС, возникла уникальная, противоречивая ситуация с разработкой, внедрением и применением Концепции радиационной защиты населения Украины.

Определяющей точкой для ее разработки является известная во всем мире с 1990 года Публикация № 60 МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты), которой было рекомендовано осуществлять постепенный переход от ранее существующей 35-бэрной концепции радиационной защиты населения к более гуманной 7-бэрной.

Эта рекомендация была применена в Украине с 1991 года в формах тройных стандартов, с которыми нельзя согласиться.

Во-первых, на февральской (1991 г.) сессии Верховной Рады УССР была принята известная более гуманная 7-бэрная концепция радиационной защиты населения (Концепция проживания населения на территориях Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы), которая действует до настоящего времени и предусматривает, что «величина дозы дополнительного облучения, связанного с чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0 мЗв (0,1 бэра) в год и 70 мЗв (7 бэр) за 70 лет жизни свыше дозы, которую получало население в доаварийный период в конкретных природных условиях».

Именно на этой концепции и должен быть построен пакет чернобыльских законов. Но так не произошло. Прежде всего это касается так называемой 4-й зоны усиленного радиоэкологического контроля. Она в действительности находится вне требований отмеченной концепции.

Если посмотрим в закон «О правовом режиме территории, которая претерпела радиоактивное загрязнение вследствие чернобыльской катастрофы» (в редакции от 01.07.92 г.) на современное определение 4-й зоны, то по дозовым критериям к ней должны быть отнесены территории и расположенные на них населенные пункты, в которых дополнительная доза облучения составляет от 0,05 до 0,1 бэра (0,5 мЗв до 1,0 мЗв) в год.

То есть, для 4-й зоны вопреки требованиям 7-бэрной концепции де-факто действовали требования 3,5-бэрной концепции (0,05 бэра х 70 лет = 3,5 бэра за жизнь)! Такого нет ни в одной стране Европы и всего мира! И это является первым двойным стандартом в применении более гуманной 7-бэрной концепции и, в частности, определении 4-й зоны, которую в скрытом виде снова предлагается оставить в предложенном проекте концепции, но уже под названием территории усиленного радиоэкологического контроля. Кого и зачем обманываем?

Сейчас в искусственно сконструированную 4-ю зону включено 22,5 тыс. кв. км территории, 1291 населенный пункт и около 1,7 млн. населения, которому «патриотами Чернобыля» насильственно прилеплено постыдное клеймо чернобыльского прокаженного. С психологической точки зрения это зря не проходит.

Во-вторых, на случай будущих ядерных и радиационных аварий законодатели вроде бы уже учли неуместный чернобыльский «опыт». В январе 1998 года был принят закон Украины «О защите человека от влияния ионизирующих излучений», в котором было подтверждено действие 7-бэрной концепции радиационной защиты человека только на случай будущих радиационных аварий! Но действие этого закона не касается защиты от влияния Чернобыля. Нужны ли такие двойные стандарты? Нет.

В-третьих, вместе с тем в Украине в скрытом виде, под «крышей» санитарно-гигиенических регламентов в новых отечественных НРБ-97 (нормах радиационной безопасности), одобренных НКРЗ Украины, было де-факто сохранено действие 35-бэрной концепции в части радиационной защиты человека от природных источников облучения за счет радиоактивного газа радона в воздухе жилых помещений.

Вопрос радиационной защиты человека от радона в Европе, США, Канаде и других странах, подобострастно называемых цивилизованными, был решен еще до 1990 года, т.е. до начала применения требований Публикации №60 МКРЗ (7-бэрная концепция). В Украине, которая является известной во всем мире радиогеохимической провинцией, вопрос защиты от радона приобретает чрезвычайное значение. Ибо это дозовые нагрузки в десятки раз больше, особенно в Житомирской и на юге Киевской областей, по сравнению с современным «чернобылем»! Именно такая радоновая опасность существует в Кировоградской, Николаевской, Винницкой и некоторых других областях Украины, расположенных в пределах специализированной радиогеохимической провинции Украинского кристаллического массива. Но ничего, кроме исследовательских работ, в этом направлении радиационной защиты в Украине практически не делается. Так что если не знаем, то и не болеем?

С такими тройными «стандартами» радиационной защиты, которые сложились в Украине после 1991 года и существуют до сих пор, категорически нельзя согласиться.

Именно поэтому предложенный проект Концепции защиты населения в связи с чернобыльской катастрофой должен быть возвращен, с моей точки зрения, в Кабинет министров Украины на существенную доработку с представлением нового документа в виде Концепции радиационной защиты населения Украины.

Это есть главная задача и для только что созданной Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины Верховной Рады Украины. А если не так, то зачем создана эта комиссия?