Продолжаем разговор ученых. Своими мыслями по поводу преобразования вузовской науки делится заместитель министра образования, доктор физико-математических наук Юрий ГОРОБЕЦ.
- Мы не должны ставить вопрос о сокращении научного вузовского потенциала уже потому, что он один из тех немногих составляющих, которые используются напрямую, кратчайшим путем, - с этого начался наш разговор с Юрием Ивановичем. - Можно сказать так: фундаментальная наука в вузовском секторе сразу же становится прикладной. То есть, фактически, кроме проведения фундаментальных исследований в вузовском коллективе происходит обучение. Это подготовка студентов, аспирантов, докторантов... Потому, наоборот, мы сегодня приглашаем к сотрудничеству НАН, отраслевые академии, другие научные структуры. Сегодня надобно говорить о другом: как правильно организовать научный потенциал, состоящий иногда из целого ряда мелких центров, переориентировать его на процесс обучения. Но это никак не означает, что их нужно закрывать. Есть еще один плюс у вузовской науки: она - дешевле любой другой научной организации. Ибо вузовские коллективы используют и оборудование, и помещения, и, наконец, умственный потенциал для двух целей - для учебы и науки. Кроме того, много научных исследований производится в режиме ожидания. То есть, если мы получили заказ от промышленности, то у нас есть люди, которые будут его выполнять. Если нет - эти люди сосредоточат свое внимание на преподавательской деятельности. Думаю, что я вас убедил в том, что вузовская наука должна двигаться в противоположном от сокращения направлении...
- Хватит ли, в таком случае, бюджетных средств, дабы эти коллективы работали эффективно?
- Именно на этом я и хотел сделать ударение. Уж так исторически сложилось, что бюджетное финансирование распылялось между всеми высшими учебными заведениями, независимо от их практического и теоретического вклада в науку. Но сегодня, когда значительно сократилась доля хоздоговорных работ и покупательская возможность вложенного в науку карбованца, стало фактически нецелесообразным поровну разделять общие средства. Теперь их надо сконцентрировать там, где имеются значительные достижения, там, где вложенные деньги будут давать положительный результат. Такое разделение бюджетных средств будет способствовать лучшему воссозданию научного потенциала.
- В таком случае, наверное, должен быть проведен соответствующий «смотр» научных рядов, то есть коллективов?
- Естественно. Мы должны пересмотреть возможности научных коллективов и соответственно откорректировать свои, министерские. У нас есть определенная система, позволяющая сделать реорганизацию с наименьшими затратами. При Минобразовании сегодня создано 39 экспертных специализированных советов. С их помощью мы хотим прорецензировать все научные направления высших учебных заведений. После заключений будет проведена соответствующая оптимизация системы образования. Это означает ее глубокое системное реформирование, которое сводится к сохранению лучших достижений прошлого и одновременного приведения системы образования в соответствие с сегодняшними социально-экономическими требованиями независимого государства. Эту цель можно достичь за счет корректирования структуры подготовки специалистов и введения договорных условий, что касается их трудоустройства, а также укрупнение, перепрофилирование вузов и объединение их в комплексы, внедрение современных образовательно-информационных технологий, стандартов качества образования и многое другое. Исходя из этого, будет проведена и соответствующая оптимизация финансирования. Эту работу мы должны выполнить в течение года.
- В нашем разговоре, Юрий Иванович, мы сосредоточили внимание на научном потенциале, то есть, на людях. Но не менее важной составляющей научного процесса видится материально-техническая база, не так ли?
- Вы затронули очень важный вопрос. Он неоднократно поднимался Минобразования и представителями других учреждений на заседаниях Государственной комиссии по вопросам науки. Действительно, сегодня количеством ученых не «перекрыть» устаревшую материально-техническую оснащенность. Имеются, конечно, отдельные направления, где ту или иную проблему можно решить определенным количеством людей. Но все же наука сегодня такова, что без современной техники, компьютерного оборудования, новейших материалов очень тяжело что-либо сделать. Я уж не говорю о том, что нам необходимо обновить библиотечный фонд, что нам нужны современные информационные сети и так далее. К сожалению, сегодня в Украине промышленность в таком положении, что те приборостроительные центры, которые раньше работали эффективно, уже не в состоянии выполнять поставленные перед ними задачи. В итоге - лишь 25% оборудования вузовской науки сегодня отвечает мировым стандартам. Большая часть техники безнадежно устарела не столько физически, сколько морально, поскольку мир движется, и очень динамично, в направлении обновления. Эти вопросы нужно решать. Но пока не заработает экономика...
- Но ведь можно кое-что приобретать за границей. Хотя опять же... деньги...
- Да, деньги деньгами, но в мире нет страны, которая бы полностью обеспечивала себя всем необходимым. Это невозможно. Но это положение вещей не говорит о том, что мы не должны многое в этом направлении решать в своей стране. Например, в системе образования имеется ряд предприятий, которые могут создавать нужное высококлассное оборудование. Этим вопросом заинтересовались некоторые международные фирмы. Они нам предлагают свои услуги. Но мы должны договариваться о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях. Они должны включать - как обязательный фактор - налаживание выпуска отдельных видов оборудования у нас для того, чтобы потом посредством соответствующих международных инфраструктур мы могли часть его продавать за границей. А на полученные средства покупать там же то, что у нас не изготавливается. Есть и другие пути. Например, заказывать оборудование на наших действующих заводах. Мы уже имеем такие партнерские связи с одним из предприятий в г.Сумы, которое получило от государства целевые средства именно для выпуска оборудования как академической, так и вузовской науки. В прошлом году мы уже купили его на 100 млрд. крб.
- И, наконец, приведите пример или статистику того, каким научным потенциалом владеет сегодня вузовская наука?
- Более 60% государственных премий за 1995 г. получено вузовской наукой, как и в предыдущие годы. Есть международное признание, в частности, в области фундаментальных и прикладных исследований. И еще: все три зарегистрированные в 1994-95 гг. открытия сделаны вузовскими коллективами. Думаю, эти цифры говорят о многом, а главное о том, что вузовская наука имеет большие перспективы. Об этом должно помнить государство и помогать их реализовывать, поскольку от этого зависит его имидж в мировом сообществе.