UA / RU
Поддержать ZN.ua

НУЖЕН ЛИ ФИЗИКЕ ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ?

Вопрос о слиянии науки и религии возник не вчера. Он незримо стоял еще века назад, в эпоху формирования научной методологии...

Автор: Александр Пугач

Вопрос о слиянии науки и религии возник не вчера. Он незримо стоял еще века назад, в эпоху формирования научной методологии. Но, как известно, не разрешен до сих пор. Сегодня очевидно, что ни о каком естественном слиянии и речи быть не может. Эти две формы общественного сознания ведут себя как несмешиваемые вода и масло. У каждой из них своя социальная ниша.

Однако в последнее время все чаще говорят о сближении позиций науки и религии.

Ответ на вопрос заголовка статьи очевиден: конечно, нет. Физика как наука совершенно не нуждается в Библии. Зачем ей евангельские откровения? Она — сама евангелие современной науки. Так, по крайней мере, считает большинство ученых-физиков. Ссылаясь на поразительные достижения в исследовании структуры вещества на субатомном уровне, они утверждают, что физика способна в перспективе познать мир до самых его основ.

Хотелось бы разделять этот оптимизм, но... В мире существует много явлений, за которые физики боятся браться, ибо не знают, с какого конца надо начинать. Эти так называемые аномальные явления в значительной своей части относятся к миру духовному. Одно из них с непоколебимой регулярностью и точностью на протяжении многих столетий происходит в Иерусалиме в печальную субботу, предшествующую православной Пасхе. В этот день в течение одного-двух часов после полудня под куполом Храма Гроба Господня, где уже собрались тысячи верующих, возникают яркие световые разряды, напоминающие мини-молнии. От центральной подкупольной точки эти сполохи спускаются по колоннам вниз и последовательно, от центра к периферии зажигают свечи в руках у посетителей. Мировой опыт накопил тысячи свидетельств этого единственного в своем роде явления. В последние годы к рассказам очевидцев добавились многочисленные фото-, кино- и теледокументы. Это явление широко отражено в Интернете, им интересуется весь мир.

Но, похоже, физики живут в другом мире, поскольку это явление пока их не заинтересовало. Налицо совершенно очевидный физический феномен, имеющий отношение к энергиям и огню. Интересно само явление возгорания, но за первой таинственной дверью стоит вторая. Оказывается, индуцированное таким образом пламя свечей в течение первых нескольких минут совсем не обжигает. В нем можно буквально купаться, без риска обжечься, впитывая в себя его живительную силу. Поэтому это пламя и называется благодатным огнем.

Возможно, физику не интересен прикладной медицинский аспект этого феномена. Но холодное пламя?! Да еще возникающее таким странным образом. Не тот ли это мифический огонь, который, по преданию, тысячелетиями освещал своды тайных пещер или в свете которого древние мастера обрабатывали потолки и стены камер пирамид в Гизе?

Возможно, не тот. Но науке физике не может быть безразлично явление, где речь идет об излучении новой, вероятно, не электромагнитной природы. В свое время с загадочного потемнения фотопластинок в сейфе французского ученого А. Беккереля началась эпоха ядерной физики. Не начнется ли эпоха новой, неизвестной энергии с изучения свойств благодатного огня? Автор с энтузиазмом принял бы участие в работе команды ученых, занявшихся исследованием этой проблемы и даже готов предложить свою программу. Но кто поддержит такой проект? Надежды на финансовое обеспечение со стороны Национальной академии наук практически нет. Маловероятно, что идею поддержат государственные органы, хотя Украина остро нуждается в источниках энергии и много сил затрачивает на их поиск.

Кроме решения прагматической задачи, исследование благодатного огня научными методами могло бы значительно расширить рамки современной научной парадигмы, закрепив внутри нее право на гражданство так называемых аномальных явлений. Ничего страшного нет в том, что некоторые из них связаны с религиозными чудесами. Ведь истина одна и, в конце концов, не так важно, по какой из дорог мы приближаемся к ней.

В XII—XIII веках церковь решала щекотливую задачу: как сохранить основы церковной догматики и без потери «лица» хотя бы частично признать аристотелевскую философию и птолемеевскую космогонию. Фома Аквинский и Альберт Великий, благословенные Ватиканом, сумели извлечь из учения замечательных греков некоторые естественнонаучные положения и адаптировать их в контекст христианского учения. Сегодня физическая наука, сама не осознавая того, испытывает нужду в современных академических фомах и альбертах, которые смогли бы соединить логический металл физики с огнем метафизики, из расплавленного союза которых со временем выкристаллизуется тестированная огнем истина.