UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужен ли Украине Академический университет?

Решение о создании Государственного научного учреждения "Киевский академический университет" (далее - КАУ) НАН и МОН Украины единодушно принято 25 марта с.г. на общем заседании президиума Национальной академии наук и коллегии Министерства образования и науки.

Авторы: Виталий Шадура, Анатолий Загородний , Александр Кордюк

КАУ может заложить основы одного из путей реформирования НАН Украины

Решение о создании Государственного научного учреждения "Киевский академический университет" (далее - КАУ) НАН и МОН Украины единодушно принято 25 марта с.г. на общем заседании президиума Национальной академии наук и коллегии Министерства образования и науки.

КАУ призван положить начало высшим учебным заведениям нового типа, в основе деятельности которых лежит тесное объединение высшего образования с научными исследованиями. Пока что проект постановления Кабинета министров Украины, подготовленный МОН и поддержанный НАН, еще не утвержден. Это вызывает беспокойство у приверженцев идеи создания академического университета, поскольку задержка с принятием решения может как минимум на год (хорошо, если не навсегда) оттянуть реализацию данного проекта.

Наука - мировой тренд.В конце прошлого года были опубликованы исследования ЮНЕСКО "Доклад по науке: на пути к 2030 г.". Чтобы представить масштабы того, что происходит в последнее десятилетие с отношением к науке в мире, приведем некоторые цифры из этого доклада. Несмотря на кризис, с 2007-го по 2013-й затраты на науку в мире возросли на 30,7%, опередив рост глобального ВВП (20%). Особенно быстро наращивают финансирование науки страны Юго-Восточной Азии - с 29% (2007 г.) до 37% (2013 г.). Наибольшую долю своих доходов в науку вкладывает Израиль - 4,21% ВВП. Даже страны Африки все чаще делают ставку на исследования и инновации, пытаясь выбраться из ловушки бедности. Например, Кения увеличила затраты на науку с 0,36% ВВП в 2007 г. до 0,79% в
2010-м. В Украине же, наоборот, в последние годы систематически уменьшается финансирование науки - до 0,23% ВВП в 2016 г.

В 2013 г. в мире работали 7,8 млн ученых, что на 20% больше, чем в 2007 г. Такой стремительный рост количества исследователей за пять лет делает более актуальным создание мощных исследовательских университетов в странах, заинтересованных в своем постоянном научно-технологическом развитии. В Украине, опять же, все наоборот: за пять лет, с 2010 г. по 2014-й, количество исследователей уменьшилось на 20%. Но, несмотря на эти негативные тенденции, Украина все еще занимает высокое место в рейтинге стран по индексу развития человеческого капитала - 83-е среди 187 стран в 2015 г.

По нашему мнению, еще есть шанс не отстать от поезда, который мчится в направлении мирового научного тренда. И для этого необходимо сделать следующее. Во-первых, сосредоточиться на поддержке наиболее эффективных научных коллективов (принцип "островного роста") через конкурсное грантовое финансирование. Во-вторых, усилить внимание к подготовке научной молодежи. Дальше речь пойдет именно о подготовке, которая, в сочетании с первым принципом - "островного роста", неизбежно приводит к идее опорного научно-исследовательского университета.

Если государство планирует в ближайшем будущем вернуться к стратегии научно-технологического развития Украины, крайне необходимо запустить процессы создания конкурентной среды исследовательских университетов, которая может состоять из небольшого количества мощных в исследовательском плане вузов.

Опорный научно-исследовательский университет - это качественный сплав самого высокого образования и современных научных исследований; это также индивидуальный подход к каждому из студентов, сопровождение их научным руководителем с первых курсов до начала самостоятельной научной карьеры. И, наконец, это максимальная интеграция в международное исследовательское пространство, что жизненно необходимо для украинской науки.

Концепция научно-исследовательского университета хорошо зарекомендовала себя в мире, в частности благодаря всемирно известным Калифорнийскому технологическому институту (Caltech) и Массачусетскому технологическому институту (МІТ), которые постоянно занимают самые первые ступеньки в международном рейтинге университетов.

Возможен ли Caltech в Украине?Несмотря на финансовые трудности в государстве, мы уверены, что возможен, и рассматриваем Киевский академический университет (КАУ) как проект становления такого опорного научно-исследовательского университета. Основания для нашего оптимизма таковы.

Во-первых, НАН Украины осознает необходимость реформировать процесс подготовки молодых ученых, тем временем многие молодые ученые стремятся к изменениям и могут стать основой такого университета.

Во-вторых, это небольшой проект со значительным количеством инновационных идей, реализация которых должна заинтересовать все украинские университеты. Есть полное понимание и поддержка данной идеи со стороны МОН Украины.

В-третьих, у нас есть Физико-технический учебно-научный центр (ФТУНЦ) НАН Украины, известный ранее как Киевское отделение Московского физико-технического института (КО МФТИ), который в нашем общем советском прошлом как раз реализовывал, и довольно успешно, систему научно-исследовательского обучения как "систему физтеха": базовую бакалаврскую подготовку студенты проходили в МФТИ, а магистерскую и аспирантскую - на "базовых кафедрах" при отдельных институтах НАН Украины. С 1978 г. КО МФТИ выпустило 981 молодого ученого, из которых 281 стали кандидатами наук (половина сейчас работает в Украине), 30 - докторами, 4 - членами-корреспондентами НАН Украины. Реформирование ФТУНЦ в КАУ позволит сосредоточить обучение на бакалаврском уровне талантливых украинских студентов в Украине в ведущих киевских университетах. В частности, уже есть договоренность с Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко об обучении бакалавров КАУ выделенными потоками на трех факультетах физико-математического профиля.

И еще одно, чего нельзя не принимать во внимание. Из приведенного следует, что ФТУНЦ имеет большой положительный и уникальный для Украины опыт работы с наиболее талантливой школьной молодежью и введения в достаточно полном объеме "системы физтеха". Не воспользоваться этим опытом означало бы отказаться от апробированного пути усовершенствования системы образования и потерять возможность, по крайней мере, приостановить отток талантливой научной молодежи за рубеж. Это была бы ничем не оправданная тяжкая и непоправимая потеря.

Идею реформировать ФТУНЦ в КАУ в конце прошлого года поддержало МОН Украины. Над концепцией академического университета плодотворно работала общая рабочая группа сотрудников НАН и МОН Украины. О результатах сотрудничества сообщено на уже упомянутом общем заседании коллегии МОН Украины и президиума НАН Украины, где принято решение о создании Киевского академического университета в сфере управления НАН и МОН Украины. Действующий министр образования и науки Лилия Гриневич также поддерживает создание такого исследовательского университета, который будет первым примером реализации нескольких прогрессивных статей законов "О высшем образовании" и "О научной и научно-технической деятельности".

Подчинение КАУ двум организациям (НАН и МОН Украины) должно не только стать примером удачного сотрудничества между этими структурами, но и помочь решению нескольких практических вопросов. Это - легализация работы Заочной физико-математической школы (ЗФМШ) и дополнительное финансирование некоторого количества преподавательских должностей, к открытому конкурсу на которые хотелось бы привлечь активную научную молодежь. Однако для создания вуза двойного подчинения нужно решение Кабмина, и на этот момент проект КАУ завис между МОН и Минфином. Мы надеемся, что задержка в согласовании технических вопросов не сорвет прием студентов-первокурсников этого года.

Подробнее о концепции КАУ.

По своей идеологии Академический университет является исследовательским университетом, на базе которого планируется реализовать систему органичного объединения науки и образования в Украине, в том числе для ускорения интеграции в Европейское исследовательское пространство (European Research Area). КАУ должен адаптировать к украинским условиям систему опытно-ориентированной подготовки специалистов наивысшей квалификации для научных, наукоемких производственных и образовательных учреждений. Эта система базируется на объединении образовательного и исследовательского процессов индивидуальным привлечением студентов на ранних стадиях их обучения к научно-исследовательской и инновационной деятельности в научных учреждениях.

Бакалаврский уровень подготовки студенты КАУ проходят на базе аффилированных ключевых университетов в рамках двухсторонних соглашений между КАУ и этими университетами. Ключевые университеты выбираются из лучших национальных и международных университетов, аккредитованных по соответствующим специальностям. В частности, уже есть договоренности с Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко.

КАУ полностью обеспечивает подготовку специалистов и профессионалов по 7-9 уровням Национальной рамки квалификаций (магистров, докторов философии и докторов наук) на базовых кафедрах КАУ при профильных институтах НАН Украины. Штатное расписание кафедр КАУ будет формироваться с учетом того, что проведение эффективного исследовательского обучения по современным научным направлениям нуждается в специальных учебных методиках и индивидуальной работе со студентами. Это, в свою очередь, предусматривает небольшое количество слушателей в учебных группах (до пяти), а нагрузка на профессора-исследователя на базовых кафедрах должна обсчитываться по европейской методике FTE (full-time equivalent - методике равноценного обсчета как преподавательской, так и исследовательской нагрузки профессора-исследователя), которая применяется в ведущих европейских исследовательских университетах.

Планируется, что академический университет станет базой для системы подготовки докторов философии в НАНУ, а именно: образовательную составляющую своей подготовки аспиранты будут получать на базе КАУ, а научную - на базе академических институтов. Такой подход открывает путь простой системе имплементации Закона "О высшем образовании" в вопросе возможности создания аспирантуры при академических институтах, которая прописана в статьях закона.

КАУ рассматривается как пилотный проект внедрения системы международных наблюдательных советов в украинские университеты и научные учреждения. В рамках такого проекта одной из важных управленческих структур станет Международный наблюдательный совет КАУ, членами которой будут ведущие западные и украинские ученые. В функции Международного наблюдательного совета будет входить: проведение с привлечением независимых международных экспертов регулярного оценивания качества образовательной и исследовательской подготовки студентов и аспирантов, а также его соответствия современным мировым тенденциям развития научного образования и направлений научных исследований; организация и проведение открытого конкурса на замещение вакансий профессоров-исследователей КАУ и т.п.

За популяризацию научных исследований среди школьников, их довузовскую подготовку и привлечение талантливой молодежи в КАУ отвечает Центр научного образования (ЦНО) при КАУ. В ЦНО входит Заочная физико-математическая школа (ЗФМШ), которая многие годы работает при ФТУНЦ, охватывает всю Украину и дает возможность талантливым школьникам из сельской глубинки иметь доступ к качественной образовательной подготовке. ЦНО организует при академических институтах научно-учебные центры КАУ, которые проводят работу по внешкольному (совместно с МАН Украины) и вневузовскому научному образованию: организуют факультативное обучение школьников, бакалавров и магистров; проводят экспериментальные олимпиады, летные и зимние школы для школьников, студентов и аспирантов.

По рекомендации Международного наблюдательного совета, для прохождения исследовательского обучения и исследовательско-инновационной работы бакалавров, магистров и аспирантов КАУ совместно с академическими институтами может создавать центры исследований (ЦИ), которые могут стать пилотным проектом для создания в Украине системы Brain Circulation вместо нынешней Brain Drain. Научные направления ЦИ должны отвечать современным тенденциям развития фундаментальной и прикладной науки, их обсуждают и определяют совместно Международный наблюдательный совет, Научный совет КАУ и научный совет соответствующего академического института. Предполагается, что научные проекты ЦИ будут финансироваться грантами НАН Украины или Национального фонда исследований, полученными на конкурсных началах.

При КАУ создается Центр инноваций, который является базой для привлечения студентов, аспирантов и младших научных сотрудников по прикладным специальностям к инновационной деятельности и работает по методам инновационных центров при ведущих европейских университетах. Для развития международных связей создается Центр международной интеграции КАУ. Этот Центр организует международное научное сотрудничество кафедр КАУ: обмен преподавателями и научными сотрудниками, стажировку бакалавров, магистров и аспирантов в ведущих европейских центрах и европейских студентов и аспирантов на кафедрах и в исследовательских центрах КАУ, проведение общих школ и конференций, международную инновационную деятельность.

По нашему мнению, мы привели много аргументов в пользу создания Академического университета. Или, может, у кого-то другой взгляд на важность этого проекта для Украины?

Об авторах

Анатолий Глебович Загородний - академик НАН Украины, вице-президент НАН Украины.

Александр Анатолиевич Кордюк - член-корреспондент НАН Украины, завотделением Института металлофизики им. Г.Курдюмова НАН Украины.

Виталий Николаевич Шадура - заместитель директора Научно-образовательного центра Института теоретической физики им. Н.Боголюбова НАН Украины.