UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ. ОДНОКЛЕТОЧНЫЙ. ФРАНКЕНШТЕЙН?

Выделение гранта американского правительства в размере трех миллионов долларов двум биологам, вознамерившимся создать новую фирму жизни, вызвало большой резонанс в научных кругах...

Выделение гранта американского правительства в размере трех миллионов долларов двум биологам, вознамерившимся создать новую фирму жизни, вызвало большой резонанс в научных кругах. Известный генетик Крег Вентер и Гамильтон Смит, молекулярный биолог, лауреат Нобелевской премии, взялись создать в чашке Петри одноклеточный организм, снабженный таким минимальным количеством генов, которое способно обеспечить не только поддержание его жизни, но и воспроизведение. Примечательно, что финансируется этот проект Министерством энергетики США, и в случае успеха на последующих стадиях геном «одноклеточного робота» будет модифицироваться таким образом, чтобы созданные таким образом организмы смогли либо поглощать из промышленных выбросов двуокись углерода, либо вырабатывать новый вид биологического топлива. Впрочем, самих биологов в гораздо большей степени интересует возможность получше разобраться с биохимией живых организмов и как минимум дать достаточно вразумительное определение жизни с точки зрения молекулярной биологии.

Саму идею эксперимента назвать новой нельзя. Д-р Вентер уже работал над аналогичным проектом еще в 1990-х годах, ради которого он, собственно, и создал целый институт генетических исследований. Там он вместе с коллегами расшифровал геном Mycoplasma genitalium, одноклеточного организма, обладающего самым маленьким набором генов — 517 единиц. В итоге ученый пришел к выводу: живой организм мог бы обойтись еще меньшим их количеством — например, трехстами.

Как бы ни фантастично все это звучало, но наибольшие сомнения вызывает не реальность самого проекта, а его безопасность, а также его моральные и этические стороны. Ведь любая новая форма жизни может оказаться опасной для человека, а если исходный организм и так обладает патогенными свойствами, то гарантировать его безопасность будет крайне тяжело. Ученые обещают «стреножить» своего «одноклеточного Франкенштейна» таким образом, чтобы вырваться из лаборатории он никак не смог. Однако исключить вероятность использования своих разработок при создании биологического оружия им не под силу.