UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ НОВОГО ВЕКА

Ценители настоящего кофе давно обратили внимание на то, что за границей можно выпить чашечку кофе без опасения, что повысится давление или даст о себе знать какой-то не совсем здоровый орган...

Автор: Александр Рожен
«Петр Кабан (справа) председательствует на 18-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и с
Ценители настоящего кофе давно обратили внимание на то, что за границей можно выпить чашечку кофе без опасения, что повысится давление или даст о себе знать какой-то не совсем здоровый орган. Правда, для этого необходимо предупредить бармена, что вы хотите натуральный кофе, но… без кофеина.

Поразительно — у нас пачку подобного кофе вы не купите в открытой продаже. В Украину он может попасть только… контрабандным путем. Почему же так получилось, что диетический продукт фактически приравняли чуть ли не к наркотикам?

Дело в том, что на украинские прилавки его не пускает требование ГОСТа, разработанное невесть когда, о том, что право называться «кофе» имеет только продукт с определенным процентом кофеина. Все, что содержит его в количествах ниже установленного барьера, у нас должно называться «кофейным напитком».

У меня только при воспоминании об одном из славных кофейных напитков «Урожай» советских времен начинаются легкие колики в желудке. Видимо, мои вкусовые ощущения мало отличаются от эмоций других сограждан, потому что импортеры напрочь отказываются завозить натуральный декофеизированный кофе в нашу страну, пока его здесь разрешают продавать только под названием «кофейный напиток»…

Думаю, этот наглядный пример поможет читателю не улыбнуться иронически, когда он прочитает ответ на, пожалуй, самый стандартный журналистский вопрос последних недель, который корреспондент «ЗН» задал председателю Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины Петру Степановичу Кабану: «Какое событие ушедшего столетия вы считаете наиболее значительным и что ждете от века грядущего?»

Первый стандартизатор планеты

«Важнейшим событием, которое определило в ХХ веке реализацию интеллектуальных достижений человечества, — считает Петр Степанович, — стала выработка четких и, главное, единых стандартов для промышленности всего мира»…

Так уж сложилось в нашем обществе, что стандарты, технические условия, сертификаты вызывают у рядового читателя ощущение чего-то крайне скучного, унылого, далекого от повседневной жизни. Петр Степанович сразу же попытался рассеять это заблуждение и даже сослался на то, что «первым стандартизатором на Земле можно считать самого Господа Бога, создавшего Адама и Еву не как-нибудь, а по подобию своему. Стоит лишь повнимательнее присмотреться к окружающему миру, и мы убедимся, что стандарты присутствуют везде. В природе очень четко соблюдаются требования по повторению в потомстве заданных признаков. Именно поэтому «белые вороны» в окружающем нас мире не в чести».

Но это не единственный повод для почтения к своей профессии у тех, кто посвятил себя работе над стандартами, — в любом серьезном научно-техническом учреждении то, что дотягивает до уровня нового стандарта и может стать образцом, своеобразной «планкой» для других, пользуется высочайшим уважением. И не зря — выработка неких общих правил послужила объединению усилий, позволила сотрудничать фирмам разных стран, ускорила техническую интеграцию континентов. Наша жизнь, благодаря требованиям, заложенным в стандарты на товары, услуги и окружающую среду, становится более безопасной и комфортной.

Мертвые не должны хватать за руки живых

Стоит лишь искренне сожалеть, что Украине, как и другим странам бывшего Союза, очень не повезло — по разным причинам Союз начал искать свой путь, то есть создавать собственные стандарты. С 20-х годов в стране появились «свои рельсы» для промышленного развития, что всерьез затормозило прогресс, увело развитие в сторону от магистрального пути, помешало многим выдающимся достижениям нашей науки и техники выйти на международный рынок.

На момент провозглашения независимости Украине досталось «техническое наследие» в виде более чем 60 тысяч государственных и отраслевых стандартов СССР, большая часть из которых устарела и стала тормозом для научно-технического прогресса, внедрения новинок и обновления ассортимента.

Печально, но мы до сих пор живем в ситуации, когда «мертвые продолжают хватать за руки живых»: не адаптированные к мировым советские стандарты (ГОСТы), по которым еще в значительной степени продолжает жить украинская промышленность, — одна из причин, помешавших реализации международного проекта производства на условиях промышленной кооперации самолета Ан-70 для европейского рынка. Эта же причина сдерживает международную интеграцию нашей космической промышленности с производителями других стран и мешает многим другим изделиям хай-тека.

«Работая в посольстве Украины в ФРГ, я непосредственно принимал участие в многосторонних переговорах по Ан-70, — заметил Петр Кабан. —Характеристики этого самолета вполне устраивали натовских заказчиков. Они прекрасно понимали, что имеют дело с самолетом (причем не в чертежах, а уже в виде совершенно реального испытанного изделия), превосходившим все, что имеется в этом классе в мире. И все же, в конце концов, международный европейский консорциум «Аэрбас Индастри» отказался выступить в роли генерального подрядчика его производства западным заказчиком (а это было главным условием тендера). Официальная причина — ссылка консорциума на не знакомые ему стандарты и технологии бывшего СССР, по которым производились и испытывались материалы, узлы, комплектующие изделия самолета и т. п.

То есть конечный продукт по своим характеристикам вполне устраивает, а вот из чего и как он сделан — для этого нужно было бы «перевести» технологию производства самолета с малопонятного языка советских стандартов на общепринятый мировой. Задача в общем-то решаемая, но на практике трудно реализуемая. Наверняка были и другие, может быть, и более весомые причины, чем эта. Но от того, что абсолютное большинство наших старых стандартов не совместимы с международными, нам никуда не уйти. Они еще не раз будут нам ставить палки в колеса».

Соседи обгоняют!

К сожалению, в первые годы независимости мы в этой области скорее плыли по течению — пытались защитить внутренний рынок и больше боролись не с причинами, а со следствиями. Вместо того чтобы решительно переводить промышленность, АПК, сферу услуг на европейские нормы и правила, мы стали добиваться признания тех стандартов, по которым работали в Советском Союзе. И в этом, конечно, не преуспели. Теперь надо догонять, а это намного тяжелее. Венгрия, к примеру, всего на год раньше нас подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а уже успела более 6,5 тысячи (80 процентов) национальных стандартов привести в соответствие с мировыми и европейскими. И в настоящее время у нее в связи с этим нет проблем при экспорте своей продукции.

Не менее показателен и более близкий пример — Россия. Эта страна энергично и последовательно заменяет устаревшие советские стандарты идентичными или эквивалентными международными и европейскими, которых насчитывается соответственно двадцать и восемь тысяч. Россия гармонизировала с ними более двух тысяч своих норм. Для этого она разумно воспользовалась специальным кредитом Всемирного банка.

Россияне не только привели в соответствие с международными значительную часть своих стандартов, но и создали мощный информационный центр. Что, кстати, только сейчас собираемся сделать и мы. К настоящему времени Украина имеет всего лишь 293 стандарта, являющихся прямым внедрением европейских и мировых. Увы, мы находимся только в самом начале трудного пути.

Очень показательно и то, что россияне создали ориентированный на потребителей и удобный для пользования электронный банк данных, в котором собрали около 400 тысяч документов по стандартизации со всего мира. Все международные документы переведены на русский язык, а российские — на английский. Обратившись сюда через Интернет, можно разобраться в том, какие технические требования выдвигают к конкретному техническому изделию в Китае, США, европейских странах и так далее. Это очень важно при решении вопросов, например, связанных с экспортом, развитием производственной кооперации или осуществлению инвестиций. Украина вроде бы тоже проделала подобную работу — создан банк данных, но, к сожалению, он гораздо скромнее и большей частью на бумажных носителях, что скорее соответствует началу ХХ, а не ХХI века, поскольку доступ к информации значительно сужен и замедлен.

В условиях перехода к глобальной торговле с использованием информационных технологий не реагировать на поступающие извне вызовы — значит работать по старинке и, по сути, превратить страну в технического аутсайдера, что в нынешних условиях подобно катастрофе.

Значительно более серьезные последствия ожидают нас из-за перехода восточноевропейских соседей на европейские стандарты, в связи с чем будут возведены новые технические барьеры для наших экспортных товаров. Для украинского экспортера реальной угрозой становится потеря рынков стран Восточной Европы.

Малоприятная проблема в ближайшее время может возникнуть и в торговле с Россией (пока она еще не заявила о себе в полной мере, но это затишье обманчивое!), так как и здесь промышленность все дальше отходит от советских стандартов, ориентируясь на международные. Уже сегодня по этой причине возникли сложности в развитии производственной кооперации между российскими и украинскими предприятиями ВПК. Наше все увеличивающееся техническое аутсайдерство только на руку нашим соседям — у нас весьма схожие изделия и технически оторваться для России означает — единолично занять рынки, которые мы до сих пор с ней делили. Невеселая перспектива в эпоху глобализации рынка!

Зачем телеге колесо
от «Мерседеса»?

И тем не менее Петр Степанович настроен весьма оптимистично. Он уверен, что, «если сделаем все, как запланировали, в текущем и последующем году, то уже к 2007 году наши стандарты будут в основном гармонизированы с европейскими и мировыми».

Тем более что первые и достаточно серьезные шаги сделаны. В декабре минувшего года Верховная Рада поддержала и приняла в первом чтении подготовленные Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины ключевые законопроекты, реформирующие сферу стандартизации, сертификации и аккредитации.

Показательно, что украинский парламент поначалу отнесся к усилиям Госстандарта весьма прохладно. На предложение помочь побыстрее перейти на европейские стандарты один из депутатов иронично заметил: «Зачем нам приделывать колесо от «Мерседеса»… Понадобилось немало усилий, чтобы убедить законодателей. Впрочем, дальнейшая плодотворная работа показала: если автор законопроектов имеет ясное представление о том, чего добивается, вероятность позитивного результата очень высока.

Нельзя не отметить — впервые за годы независимости в Законе Украины о Государственном бюджете на 2001 год отдельной строкой предусмотрены средства на гармонизацию национальных стандартов с международными и европейскими. Идет интенсивная работа над другими нормативными актами, направленными на создание цивилизованных рыночных условий для выпуска качественной и конкурентоспособной отечественной продукции.

Это означает, что для многих квалифицированных инженеров, ученых, специалистов из прикладных институтов, которые в связи с отсутствием в последнее десятилетие финансирования на прикладную науку вынуждены были добывать средства случайными заработками, появился свет в конце туннеля.

P.S. А теперь вернемся к истории о чашечке кофе без кофеина. Похоже, что в недалеком будущем такой кофе можно будет купить и у нас. Причем для этого не придется идти на риск и нарушение закона — Госстандарт посоветовал предпринимателям самим приняться за разработку проекта нового стандарта в этом вопросе. Забота государства — следить за тем, чтобы новый стандарт не сделал лазейку для вредящего здоровью или экологически опасного продукта. Ну а как там его назовут, в какую упаковку поместят, какие бантики сбоку прилепят, уж простите, не государственное это дело — вмешиваться в такие детали. К сведению: в Европе ежегодно совершенствуется или вводится более 1000 новых стандартов. Это естественный и очень важный для развития экономики процесс обновления. Так что если кому невтерпеж, господа предприниматели, изобретатели, дизайнеры и прочие творцы нашего благосостояния, не стесняйтесь — проявляйте инициативу, избавляйтесь от пут устаревших норм
ГОСТа. В Госстандарте корреспондента «ЗН» заверили, что готовы поддержать любое полезное начинание. А мы со своей стороны постараемся известить читателей о том, какие реальные успехи будут достигнуты на этом пути.